«ПЕРЕДАТЬ ВСЮ ГЛУБИНУ И КРАСОТУ ПРАВОСЛАВНОГО БЫТИЯ»

КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ

Великое зло происходит, когда неопытные молитвенники, не утвердившие себя в чувствах покаяния, не осознав всецело своего растленного грехом состояния и слабости сил для совершения добра, без опытного руководства самочинно и самонадеянно устремляются в духовную область. Божий гнев постигает их, и они впадают в бесовскую прелесть - самообольщение, то есть почитают истиною сущую ложь.

Не нуждаться в советах старших и даже презирать их... Что может быть хуже? Такие за самомнение бывают отчуждены от жизни Божией. За молитвенное дело надо приниматься с самой первой, начальной степени, следуя закону постепенности, без исполнения которого не обойтись, тем более, когда человек духовно созревает. Поспешность неуместна, - преклони выю под иго послушания и смирения; иди тем путем, какой преодолели прежде нас бывшие преподобные отцы и наши наставники, оставившие в назидание свои драгоценные писания. При всяком занятии, во всякое время, днем и ночью с благоговением, радостно и охотно произноси священные слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Божие имя свято и является источником святости, от произношения его освящается воздух, а также уста, язык и тело; демоны же от страшного для них имени Божиего и подойти не смеют к тому месту, где находишься ты, возглашая имя Божие. В этом и заключается суть сего священного дела. Исполняя его, полагайся на помощь Божию, будь прилежен и усерден, насколько хватит сил, даже если бы и всю жизнь до кончины своей проводил в устном упражнении Иисусовой молитвой. Лишь тогда приобретешь великое, ибо намерение твое свято и Богу любезно, занятие честно, а труды многоплодны и спасительны. И блажен ты, и добро тебе будет. Бог даст вкусить плоды трудов твоих или при смерти или по смерти, когда душа, освободившись от плоти, станет восходить на небо посреди воздушных мытарств, и молитвенное действие, в котором ты пребывал не ленясь до исхода души, окружит ее и, как пламень огненный, она будет недоступной мытоимцам - демонам - под защитой всесильного имени Иисуса Христа.

На первой степени Иисусова молитва называется трудовой, делательной, телесной, устной как произносимая телесными членами - устами и языком. На следующей, второй, молитва Иисусова называется умною и душевною, потому что произносится с напряжением силы ума. Способ молитвы тот же: производится устами, только ум заключается - вмещается или входит - в слова молитвы. Таким образом ум удерживается от скитания, и других способов нет.

Но и произнося священные слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», заключая в них ум, недостаточно тем довольствоваться, хотя уже и это полезно, радостно, спасительно. Однако на данной степени все еще невозможно всецело ощутить силы имени Иисуса Христа. Надо, чтобы ум, погружаясь в молитву, в имени Иисуса Христа видел самого Христа. Как, однако, видеть? В писаниях святых отцов запрещается составлять какой-либо образ или начертание - форму или фигуру. Существо Иисуса Христа неизобразимо и нам невидимо. Как бы мы Его ни представляли, - все равно всеконечно погрешим, вместо истины будем воспринимать ложное. Ум должен держаться в словах молитвы, быть чуждым всякого образа и мысли. Само имя Божие и содержащаяся в нем бесконечная благодатная сила произведет свойственное ей действие: освятит ум, удержит его от парения, просветит разумение - особенно в Божественном Писании, прогонит тьму и ослепление, то есть светом Христовым озарится ум.

Две степени Иисусовой молитвы, производимой внешними силами души - словесная и умная, - человеку не повредят, если только он не возгордится, не станет презирать других, - в гордости коренная причина прелести. Зато смирение привлекает благодать и действие силы Божией. Молитва может быть трудна, особенно вначале, когда только привыкаешь к ней, но проявляй терпение: в деле спасения без молитвы обойтись невозможно.

Молитву мы почитаем подвигом, но предназначено ей быть и нашим отдохновением, покоем, наслаждением, радостью... Молитва - пища для нашей души, дыхание духа. Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает, как рыба без воды. Как тут быть? Жизнь духовная питается и поддерживается единственно Духом Святым и чистотою души возвышается. Сами же в себе начал этой жизни мы не имеем, как и начала жизни телесной.

Как привлекается жизнь духа от Духа Святого? Воздеянием рук, произнесением молитвы: отверзох уста и привлекох дух (Пс. 118, 131), сердечным воздыханием: из глубины воззвах к Тебе, Господи,.. услыши глас моления моего (Пс. 129, 1). Если же человек по мере сил приложит труд и будет молить Господа о бесценном даре Иисусовой молитвы, бывает, что и становится обладателем сего небесного блага. Зачатки блаженства - в молитвенном служении Богу, хотя вначале это обильных плодов и не сулит. Лишь по мере вхождения молитвы в сердце, постепенно в нем начинает разгораться Божественный свет, претворяя свою естественную полноту в духовное качество. Молитва есть восхождение к Богу в нашем сердце. Молитва есть ключ от сокровищ всех благ небесных. Нет такой вещи, которой молитвою нельзя было бы не получить, только бы просимое было во благо и спрашиваемо как должно. Молящемуся с верою все возможно.

История святой Церкви Ветхого и Нового Завета представляет нам чудеса молитвы, и уже чудо, что человек может свободно беседовать с великим и всемогущим Творцом неба и земли, Царем Архангелов, Владыкою Вселенной. Какая честь для молящегося! Это и честь ангельская, и занятие ангельское! Не обучившись молитве здесь, на земле, нельзя вступить на небо и обитать там, как не готовому и не способному, ибо жизнь небесная по сути своей есть молитва. Все небожители совершенствуются молитвою, славословя своего Творца.

Приступающий к Иисусовой молитве нуждается в руководстве опытных наставников, а на первых её степенях требуется и достаточная подготовка. Но так как наставников теперь мало, и найти их трудно, то руководство в боголепном и спасительном деле следует искать в духовных писаниях святых отцов. Если же и это тебе не под силу, читай Иисусову молитву только устами, что безопаснее, в простоте сердца; не верь возникающим явлениям, ибо и сатана может представать в ангельском образе. Читай свободно, не спеша, не гони молитву за молитвой, вникай в каждое ее слово, тогда и Бог услышит тебя. Надейся и не сомневайся: Господь за доброе веление сердца поможет встать на истинные стези сердечной молитвы. Как учат святые отцы: «Молись как можешь своею нечистою молитвою вначале, а по времени Господь даст тебе и чистую молитву», ибо написано: ...даяй молитву молящемуся (Пс. 93).

Нередко Иисусову молитву, особенно, когда к ней только приступают, читают без внимания, не имея приятного молитвенного ощущения, и молящегося отвлекает множество помыслов. Даже и богохульные. Они расстраивают ум, и человеку как бы слышится неотвязное скверное лаяние врага: «Разве такая молитва угодна Богу? В таком пустом занятии только время теряешь... Посмотри, этим не занимаются даже те, кто старше и опытнее тебя. Неужели ты лучше других, раз берешься за непрестанную молитву. Когда-то ею занимались святые отцы, но теперь время трудное, - брось и живи, как все...» Всякому из званых на Божию службу надо пройти сквозь горнило искушений.

Бог даст, пройдет скорбная пора и увидишь радостное утро Христова Воскресения. Свет Христов воссияет и в твоем сердце, озарит все внутреннее своими лучами небесного радования, и в чувствах сердца увидишь зарю вечной жизни. Только начавши сие божественное дело, уже не оставляй его. Иногда упражнение Иисусовой молитвой приходится по необходимости прервать на день-другой, но тем не смущайся, - как управишься, снова принимайся за делание молитвы, которая веселит сердце и душу питает хлебом небесным. Воистину великое и преславное дело, богоугодное и нам спасительное состоит в том, чтобы только одними устами произносить божественное имя Спасителя нашего. Нам как будто не видится от этого никакой пользы, а между тем имя Иисуса Христа, произносимое вслух, устрашает демонов, опаляет их божественным огнем, и те бегут оттуда, где его слышат.

Божие имя, будучи свято само по себе, освящает наши уста, язык и воздух и все окружающее нас. Святыми отцами замечено и то, что при упражнении Иисусовой молитвою, особенно вначале, человек видит себя несравненно худшим, чем в то время, когда молитвою не занимался; отсюда иной по неопытности приходит в сомнение относительно ее святыни, но свет молитвенной благодати, исходя из Божества Иисуса Христа и проникая во тьму души, устрашает и гонит дотоле спокойно пребывающую там злую силу. Встревоженная, она приводит в движение все пребывавшие в покое страсти. Епископ Игнатий Брянчанинов говорит об этом так: «...сие да будет признаком, что молитва наша начала производить свойственное ей действо, поэтому не устрашимся, а ободримся надеждою, что молитва наша идет должным порядком и вступила в свои законные права, ко изгнанию нечистой силы». А вот изречение божественного Иоанна Златоуста: « ...умоляю вас, братие, никогда не оставлять правила молитвы сей, или пренебречь им; ибо я слышал некогда от отцов, которые говорили: “Какой это монах, если он небрежет о правиле или попирает его”». И его же: «Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа, и Господь сердце, и будут два сии воедино. Впрочем дело сие не есть дело одного дня или двух - но многих лет и долгого времени, ибо великий требуется подвиг и многолетний, - да извергнется враг и вселится Христос». Св. Иоанн Лествичник говорит: «...не будем удивляться тому, если увидим, что в начале своего монашеского жития мы бываем боримы страстями более, нежели когда жили в миру. Сначала необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом последовать исцелению. Нужно, чтобы сие море взволновалось, взбушевалось и волнами извергнуло из себя все, что было внутри принадлежащего ветхому человеку. Враг, не терпя имени Иисуса Христа, исходит, но исходя, производит бунт и возмущение, поэтому не нужно обращать никакого внимания, а все читать и читать Иисусову молитву, хотя бы только устную, за неспособностью лучшего, и стараться наполнять ею течение своей жизни, во всех занятиях монастырской жизни. Труд, время и в особенности Божие содействие пересилят греховные свойства, и со временем воссияет эта, пока трудовая, молитва, яко умное солнце в силе своей. Молитва Иисусова предварительно очищает наш ум от суетных помыслов, освящает сердце святою благодатию, отторгает его от пристрастия к миру и устремляет в будущий век, к первовечному свету Христу, Сыну Божию, в Коем вечная жизнь».

Молиться Сыну Божию можно и без слов - одним устремлением ума и сердца. Но это, во-первых, достояние преуспевших в духовной жизни и недоступное большинству людей; во-вторых, и в такой умосозерцательной, тонкой молитве имя Иисуса Христа не может быть исключено. А иначе на чем же будет держаться молитва?

 

Вопрос: Почему при чтении молитвы человек получает наслаждение?

Ответ: Наслаждение или неудовольствие получают не от молитвы, а от гордости и высокого мнения о себе, непокорности властям и непослушания старшим. Кто же в смирении, глубоком чувстве своего греховного состояния упражняется в божественном действиии, таковой познает Царство Божие, которое есть внутри нас (Ср.: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21)). Не прав тот, кто отсоветовал кому-либо заниматься Иисусовой молитвою, считая, к примеру, препятствием юный возраст. Но мы признаем, что нет такого времени в жизни человека, когда это священное занятие было бы неудобно. Напротив, чем ранее приступить к нему, тем больше пользы, так как в юности сердце еще не искушено суетою века и не восстали, не завладели душою страсти плоти. Пока сердце чисто, слово Божие всецело им овладевает и плод творит в шестьдесят и в сто крат.

В одном из рассказов «Книги странника» приводится пример богомольца, приучившего к занятию Иисусовой молитвой двенадцатилетнего мальчика: «Мальчик так привык к молитве, что почти всегда при всяком деле творил ее без всякого принуждения.

Я спрашивал его о молитве, он отвечал, что ему непреодолимо хочется всегда творить молитву. И один юноша из Константинополя по имени Георгий обучился совершенной молитве с ранней поры. Да, молитву Иисусову можно творить во всяком возрасте, неуклонно совершенствуясь в ней.

Приведем наиболее существенные способы внутренней молитвы, испытанные отцами святой Церкви.

1) Частота призывания имени Иисуса Христа.

2) Внимательность к этому призыванию.

3) Вхождение внутрь себя, или, как говорят, «вхождение ума в сердце».

Поскольку количество ведет к качеству, то и частое, почти беспрерывное призывание имени Иисуса Христа, хотя вначале и рассеянное, сосредоточивает внимание, подогревает сердечную теплоту, ибо человек по природе своей может настроиться определенным образом посредством частого повторения и привычки. Чтобы научиться что-либо делать хорошо, надобно оное чаще повторять. Желающий достигнуть внутренней молитвы должен решиться часто, почти беспрерывно призывать имя Божие, то есть устно произносить Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», не смущаясь, если в начале призывание будет нечисто от помыслов. Должно произносить прежде гласно, так, чтобы воспринимал слух твой; тоном умилительным, чтобы душа возбудилась, сердце смягчилось и появились слезы сокрушения. Когда утомится гортань, тогда - шепотом и только потом мыслью, как советует св. Дорофей.

А вот что говорит св. Григорий Синаит: «Чтобы далее возбуждаться к непрестанному творению молитвы, учащийся должен полагать себе в правило, смотря по времени, известное количество раз призывать столько-то сотен или тысяч молитв по четкам». Например, старец назначил упомянутому страннику начать с трех тысяч, а потом он смог совершать по двенадцать тысяч в сутки и более. Определи и ты себе по силе - хоть по одной тысяче в сутки и затем прибавляй через месяц по тысяче. Странник научился совершать по 12 тысяч молитв в сутки через десять дней, что не для каждого исполнимо. Хотя как от наглядного примера здесь немало пользы: к этому подвигу странник готовился много лет, а точнее, сама Божия благодать готовила этого избранника Божьего встать на путь истинной молитвы. Верное направление указал делу многоопытный старец, и впоследствии Иисусова молитва дала обильные духовные плоды.

Молитву должно читать и днем и ночью, сколько имеется для этого запасного времени вне занятий, но как мы уже говорили, что и во время всякого дела должно произносить молитву, а вне занятия отдавать ей время со всем вниманием и наблюдением за умом и сердцем, в каком порядке они проявляют действие. Причем нужна крайняя неспешность: выговаривать слова надо крепче - внятнее, напрягая уста и язык. Через некоторое время уста и язык получат навык и такое свойство, что уже сами собою без особого усилия будут двигаться с изречением имени Божия, даже без гласа. К движению языка станет прислушиваться ум и постепенно очищаться от рассеяния, приходить к сердцу, где будут обоюдно умолять Владыку о разрешении от иноплеменных уз, по изречению самого Спасителя: Аще где обрящется двое или трое во имя Мое, там посреди их и Аз (Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20)). Когда ум подружится с сердцем, тогда и плоть покорится им, и, следовательно, тогда начнут все трое работать единому Содетелю - Богу.

Издание Свято-Введенской Оптиной пустыни.

1912 год