ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ И ИЗРЕЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАРФЕНИЯ КИЕВСКОГО

Преподобный Парфений Киевский. Икона
Преподобный Парфений Киевский. Икона

О ГРЕХАХ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ

  • Берегись осуждать ближнего, а чтобы не впасть в сие искушение языка, не присматривайся к чужим поступкам.
  • Всякая благословенная душа есть проста, справедлива, милостива, любезна, негорда, незлобива, невеличава, не презорлива, воздержна и боящаяся Бога.
  • Гнев, тщеславие или высокоумие и осуждение ближнего отгоняют благодать Святаго Духа.
  • До конца сделайтесь милостивыми ко всем, да стяжите другом Бога милостынею.
  • Для достижения совершенной чистоты не имей привязанности, даже духовной, ни к человеку, ниже к вещи; люби всякого любовью совершенною, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай присутствия или видения любимого человека и не услаждайся мыслью о нем.
  • Малейшее пристрастие не только к человеку, но и к вещи, наводит гнев Божий и дает место тли.
  • Зло пристает к нам, как заразительная болезнь. Если будешь часто обращаться с язычным, с клеветником, с миролюбцем, — и сам незаметно впадешь в те же пороки. И наоборот, обращайся часто с мужем духовным и молитвенником, — в тебя перельются те же добродетели.
  • У человека нечистого и страстного и вещи его заражены страстями; не прикасайся к ним, не употребляй их.
  • Излишество в пище наносит душе больший вред, нежели телу, и излишний сон — от излишней пищи.
  • Многоречие отгоняет благодать и погубляет теплоту души.
  • Молчание есть великая добродетель; многоглаголание не исправится на земле.
  • Молчание собирает, а глаголание расточает.
  • Наша человеческая воля есть только в том, чтобы пожелать доброго и изыскивать на то средства, а совершитель и делатель всякого доброго есть Бог, а все злое от нас.
  • Не хитри в деле спасения; не изыскивай особенных путей; не налагай на себя особенных подвигов, а как придется, как пошлет Господь силу тебе; только непрестанно и нещадно нудь себя на все благое.
  • Незлобие и простота паче всех добродетелей низводят на нас благодать и милость Божию. И добре жительствовать, и добре творить, и добре мыслить — несть жертва Богу, а долг человеческий пред Ним.
  • Нищелюбие и нестяжание великие сокровища уготовляют душе.
  • Рассуждение выше всех добродетелей; чрез него душа противится страстям и помыслам, обуревающим ее.
  • Оттого впадаем мы в немирствие с ближним, что не хотим, по слову Господню, отвергнуться самих себя.
  • Рассуждение выше всего; терпение нужнее всего; молчание лучше всего; многоречие хуже всего.
  • Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.
  • Честь, от человеков бываемая, должна быть ненавистна душе, ищущей спасения и познающей свою немощь.

О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО

  • В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя должна изливаться и на все внешнее наше; простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим гласом, а то, хотя и с добрым намерением сочиняешь наружность свою, благодать отступит от тебя.
  • В тучном теле не вселяется Дух Святый, хотя бы кто и добродетелен был. Для того, чтобы быть храмом Божиим, надобно чтобы душа и тело были чисты и святы.
  • Делай все вопреки хотения плоти: хочется лечь покойнее — принудь себя на противное; хочется облокотиться сидя — воздержись; и так во всем. Для принятия Святаго Духа необходимо изнурить плоть: даждь плоть и приими Дух.
  • Если Бог с нами невидимо на земле — это знамение, что будет с нами и на небе. Если же не узрим сердцем на земле Бога, и в небе не узрим.
  • Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния, как состояние человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Надобно иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее. Она дается нам туне, по единому милосердию Божию, но к сохранению ее мы должны прилагать все свое тщание.
  • Хорошо с Богом везде, а без Него очень скучно и в раю, и в аде; ибо подобный небесному и на земле есть рай, есть и ад, только здесь все невидимо, а там все видимо — и Бог, и рай, и ад.
  • Человек облагодатствованный не может быть не мирен или досадовать за что на ближнего.

О ДУХОВНОЙ БОРЬБЕ

  • Враг во все наше доброе всевает свои плевелы.
  • Враг наводит уныние на всякую душу, хотящую спастись.
  • Враг неусыпно борется с нами. Прежде борет он нас с шуией стороны, то есть искушает нас нашими же страстями и похотями; а когда не успеет побороть с шуией, борет нас с десной, то есть в самых добрых делах наших устрояет нам сети к падению.
  • Никогда не должно тотчас следовать своему помыслу, хотя бы он и благ являлся, но испытывать его временем.
  • Чем более приблизишься ты к Богу, тем сильнее враг ухватится за тебя. Потому-то и говорят святые отцы: приступая работать Господеви, уготови душу твою во искушение.

О МОЛИТВЕ

  • Молитва истинная есть та, которая вросла в душу и совершается духом. Для стяжания ее великий потребен подвиг умственный и телесный.
  • Больше всех сокровищ ищи стяжать молитву.
  • Все средства употребляй для снискания мира душевного: и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его.
  • Всякому, хотящему спастись, надо всем сердцем взыскать Господа; а взыскать Его можно только прилежным и докучным к Нему молением. Ты только молись, проси от всей души Господа, чтобы Он не оставил тебя, а Он вразумит, наставит и от греха сохранит тебя; а сам по себе ничего не сделаешь.
  • Должно нудить себя и не хотяща к молитве и ко всему благому.
  • Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Но кто уже сподобится стяжать ее, у того она, как болячка, врастет в сердце, и ничто не измет ее.
  • Любовь к Богу можно возжечь в душе только одною непрестанною молитвою.
  • Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
  • Нестяжание и молитва необходимы для спасения. Молитва рождает нестяжание, нестяжание — молитву.
  • От памятозлобного отвращается Бог. Молящемуся и питающему злобу на ближнего, вместо Ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает во грех.
  • Стяжавший молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном; ему тяжелы и беседы, и видение людей, и все, отвлекающее его от Бога.
  • Уединение и молитва выше всякого блага.
  • Чистоту телесную и мысленную можно стяжать только непрестанною молитвою и устремлением ума к Богу; пришествие Святаго Духа попаляет и истребляет все страсти.
  • Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и чаще размышляй о смерти.

О МОНАШЕСТВЕ

  • Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться и молиться непрестанно умом в сердце Богу, — вот чего добивайтесь.
  • Монах должен сам служить себе во всем и питаться трудами рук своих.
  • Монаху самый верный путь ко спасению — уединение, а в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без молитвы никогда не соединишься с Богом; а без сего соединения сомнительно спасение.
  • Монах должен жить один, а другой с ним — Господь. Монах любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.
  • Монах, не радеющий о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху согнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании.
  • Не должно рассказывать другим о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты обнажил.
  • Нищета и нестяжание — необходимое достояние монаха.
  • Поругание, биение и заушение иноку есть дар Божий и благодать свыше: святые скорбями совершаются.
  • Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от человек — телом и мыслию — может даровать мир душевный.
  • Украшение монаху — келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.
  • Хотящий быть истинным монахом должен иметь крайнее нестяжание, изыскивать, как бы обойтись и без необходимого.

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ И ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

  • Должно быть мирным и равнодушным во время гнева ближнего на нас, не трогаться словами, не смущаться угрозами, ибо они не могут иметь на наше будущее ни малейшего влияния; будет только то, что определил Бог.
  • Крайне опасно следовать своим мыслям и рассуждению в деле спасения. Наш ум — ограниченное око плоти, которое может только видеть и распределять дела внешние и вещественные; а пути высшие должны мы предавать Самому Богу чрез отца нашего и наставника и во всем следовать его рассуждению.
  • Кто сам не достиг в меру совершенства и начинает учить других, — погубляет и то, что имел.
  • Наши желания и намерения рассеиваются как прах. Итак, всеконечно, должны мы предаться воле Водителя нашего.
  • При помощи человеческой удаляется помощь Божия. Одному пустынножителю служили Ангелы; а приблизились люди и стали служить ему, — Ангелы удалились от него.
  • Промыслу Божию о нас нет предела. Он невидимо ведет нас. Ничто не случается без воли Божией; всему определен день и час. Возложи все упование на Бога, и Он будет промышлять о тебе, а пекись о себе сам — Он будет помогать тебе, но вседействующий Промысл Его отступит от тебя.
  • Совершенное обнищание Христа ради — великое сокровище для души: но оно может быть вместимо человеком только при твердом и непоколебимом уповании на Промысл Божий. Имей это упование несомненно — и Господь не попустит тебе умереть с голоду или иметь какую-либо нужду; а усомнись, хотя немного, или взыщи помощи человеческой, или понадейся на себя — Промысл Божий отступит от тебя. Петр, еще в теле сый, мог идти по волнам, доколе не усомнился мыслию.
  • Человек всеми своими усилиями, без содействия Божия, не может располагать ни внешней жизнью своей, ни состоянием души своей. Без Бога ни до порога.
  • Чтобы стяжать терпение в скорбях и искушениях, веруй, что все делается с нами по воле Божией.

О ЧТЕНИИ ЕВАНГЕЛИЯ И ПСАЛТИРИ

  • «Вот тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай любовь мою к тебе; а паче молися честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство храни, молчания придерживайся… Крепко молись, не жалей себя».
  • «Вот тебе передаю благодать — Святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу четырех Евангелистов единожды, да сподобишися благодати и разума Божия истиннаго и добрую кончину получити, вечнаго наслаждения, видением трех Ипостасей, сияющих в Божестве Единосущнем, не лишишися».
  • «Сию книгу — Евангелие Святое — дарю за послушание мне чаду моему духовному… Приими сию заповедь от мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех Евангелистов. Сия Книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает на- слаждатися сладким видением Святыя Троицы».
  • «Страстная Евангелия прочитывайте, когда прилучится, а паче в скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам».
  • Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших, ибо слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в течение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огонь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: «Терние, покрывавшее поле, — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — Слово Божие, тобою за нее чтомое».