ДНЕВНИК МИТРОПОЛИТА МАНУИЛА (ЛЕМЕШЕВСКОГО) 1957 ГОД (ИЮНЬ)

1. VI. Величественный храм в селе Иваньково-Ленино. В алтаре два земных поклона сделал с болью в голове. Странная боль. [Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Иваньково, переим. в Иваньково-Ленино в 1935 г., построена в 1900 г.]

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Иваньково
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с. Иваньково

4. VI. Тема для размышления архипастырей. О состоянии Русской Церкви в прошлом и настоящем. О хаотичности ее. Каким образом допущен в ней такой хаос Высшим Промыслом Главы Церкви, обетовавшего пребыть с нею и со служителями ее до скончания века. Был ли в чем этот Промысл над нею и ее клиром. Виден ли и в чем именно найден перст этого Промысла в тех или других, по видимому, случайностях, которым она подвергалась в то или другое время? Как этот перст, при всей путанице внешних условий, вел однако же Церковь более или менее успешно к своей цели. (Архимандрит Сергий Василевский. Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров) архиепископ Казанский и Свияжский. Казань. 1885. Т. 2. С. 179).
     Эти дни Зоя Н. печатает мои записки о старице Софии.
5. VI. Во сне видел о. Николая Колчицкого. Беспокойство о перемещении.
6. VI. Старцы – тоже лицеприятны.
8. VI. Сегодня закончил интересную работу: «Старица София».
12. VI. Видел во сне так называемый внутренний двойной сон. Смотрю на большие стенные часы: они показывают 6 часов 45 минут утра, и будто я говорю: «Вот странно. Я уже второй раз вижу этот сон, и опять часы показывают 6 часов 45 минут утра». Впечатление странное и непонятное.
13. VI. Сегодня меня поразили и в уныние привели наставления одного старца об осуждении ближних и особенно об осуждении умерших. А я всегда так плохо отзывался об умерших архиереях.
14. VI. Оставить преступление в покое, это значит стать его сообщником.
     Способствовать виновному, это значит быть дважды виноватым.
     Хорошим вредит, кто худых щадит.
     Милость, противная справедливости, не приносит надежного плода и тому, кто ее уловляет (Митрополит Московский Филарет).
     Соизмеряйте наказания с проступками, иначе они будут лишениями.
     Милость хороша, но и правды обижать не надобно (Митрополит Московский Филарет).
     Милость делается по возможности, справедливость соблюдается по непременной обязанности (Митрополит Московский Филарет).
     Преподобный Никодим Святогорец отличался простотой, незлобивостью, ласковостью, нестяжательностью и глубокой сосредоточенностью. Он обладал поистине феноменальной памятью.
     Никодим Святогорец: «Зависть не знает никогда покоя и не может остановиться, пока не исполнит того, что ей свойственно, пока на людей неповинных не наведет наветы и укоризны и преданнейших сынов Православной Церкви не обвинит в ереси или нечестии».
     Как проснешься, представь себе, что ты опять вступаешь в хор творений Божиих, Бога славящих и Его воле святой покорных – спеши на молитву.

Прп. Никодим Святогорец. Икона
Прп. Никодим Святогорец. Икона

18. VI. Сегодня проснулся в 2 часа 30 минут ночи от странного сна. В каком-то помещении я будто (бы) лежал, и надо мною наклонился (человек) с густой рыжей бородой с добрыми и проникновенными глазами. На мой вопрос «кто ты?», он ответил: «Я блаженный Лаврентий Калужский» – и улыбнулся. Я сейчас же во сне вспомнил, что он уже во сне являлся, так же называя себя, и возрадовалась душа моя. От избытка этой духовной радости я проснулся и долго не мог заснуть. Почему напоминает он о себе? [Блаженный Лаврентий был из рода дворян Хитрово. На месте, где спасался в уединении юродивый инок Лаврентий, ныне построен Лаврентиев Калужский монастырь. Известно, что образок его, хранимый воинами с призыванием имени святого, спасал их на поле брани.]

Блаженный Лаврентий Калужский. Икона
Блаженный Лаврентий Калужский. Икона

20. VI. Надо подтянуться, так как идет подытоживание к сентябрю дел наших.
21. VI. О Римме безродной, бухгалтере Чебоксарской Чувашской епархии.
     Старец в Почаеве сказал ей летом 1954 г.: «Ты скоро умрешь, но я раньше тебя». И так сбылось. А один старец в Киеве сказал ей: «Смерть близка, готовься». И она вскоре, в октябре 1954 года, умерла, одинокая, от туберкулеза.
     Значение моей находки «Чина святительского отпевания»: оправдано назначение в Чебоксары.
     Письмо к епископу Афанасию [Сахарову].
23. VI. Было тяжело у меня на душе днем, когда все наши: Феклуша, Вера и Мария Сергеевна обсуждали как, где и с кем жить, если я умру. Все высказывались открыто.
24. VI. Заезд епископа Сергия Ларина ко мне. Его пребывание на пароходе, его одежда – сафьяновые сапожки на красной подошве, его ряса с безмерно великими рукавами и разрезами, – все это произвело большое впечатление на жителей города, видевших его на улицах и на пристани, и послужило темою для великих пересудов и сравнения «нашего» архиерея с приезжим. И, конечно, не в мою пользу. Но ведь с этим я давно примирился, что я не гожусь на главные роли внешностью своей: не солидной, а убогой.
     Он рассказывал о своем хоре, о исполнении нотного пения – и во всем этом он оказал себя искушенным и знающим. Его обширные литературные планы и работы свидетельствуют о его разносторонности. А воображаю, как величественно он служит! Вообще, вся его фигура свидетельствует внешнее величие, вызывает к себе невольное уважение и трепет.
     Сегодня вечером охватило меня чувство стыда за прошлую мою жизнь. Старые ошибки, слабости, преступления стоят передо мною, словно только что совершенные. Я испытываю чувство омерзения к себе. Да неужели я все это делал? Да как я мог все это сделать! Но лучше переживать угрызения совести до тихих слез, чем предаться забвению.
25. VI. Возвращаюсь к приезду владыки Сергия Ларина. Капитан теплохода имел указание не отходить от пристани, пока не соизволит владыка взойти на трап. Четыре милиционера прочищали дорогу шествующему епископу Сергию, и публика бросалась к нему за благословением. Вся его импозантная внешность и его смелое шествие во всех своих атрибутах произвели на людей огромное впечатление.
     Сегодня с утра запали мысли о своей жертвенности перед честным миром, перед Церковию, перед всеми, кто соблазнился мною. На душе поэтому неспокойно – мучает сознание, что не все должное сотворил и выполнил, что проявлял малодушие.
26. VI. Изречение святых отцов: «Чтобы приобрести истинное послушание, необходимо убить следующие пять препятствий: преслушание, прекословие, самоугодие, оправдание и высокое о себе мнение».
28. VI. Мысли о расходовании времени: разумном и неразумном.
     В эти дни резко ухудшилось мое зрение и очки вроде мало помогают. Причины естественные (возраст) и сопутствующие первым – повышенное нервное настроение из-за «Чина» и новых открытий в его области.
     Еще молимся о упокоении в доме сем опочивших: архиеп. Илария, архим. Спиридона. [Епископ Иларий (Ильин) с 1945 по 1951 возглавлял Чебоксарскую и Чувашскую епархии. Скончался 14.04.1951г. в Чебоксарах.]
     Еще молимся об упокоении всех российских патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, их же имена Ты, Господи, веси, своими именами, ликами и житием запечатленных в рукописаниях и помянниках, в доме сем хранящихся.
     Еще молимся о всех подвижниках, праведниках и Божиих людях, ликами, именами и житием своим запечатленных в рукописаниях о них, в доме сем лежащих, их же имена, Ты, Господи, веси.
29. VI. Настроение мрачное… нет обычных от митрополита Николая (Ярушевича) и о. Николая Колчицкого телеграмм… Совесть тревожит меня, не дает покоя о содеянных и нераскаянных грехах, особенно забвению преданных и неосознанных. [Митрополит Николай (Ярушевич) – управляющий Московской епархией с 1944 по 1960 год.]
     Я жил лишь для себя,
     По себе лишь помышлял;
     Напрасно за меня, любя,
     Господь мой смерть приял…
     Так ли я жил, как здесь написано? Никогда я не воплощал в себе эгоиста.