ДНЕВНИК МИТРОПОЛИТА МАНУИЛА (ЛЕМЕШЕВСКОГО) 1957 ГОД (МАРТ)

1. III. Если хочешь жить легко и быть к небу близко, держи сердце высоко, а голову низко [Ф. Глинка. – Одно из любимейших присловий-наставлений прп. Амвросия Оптинского. – Ред.].
     Нет, весь я не умру!
2. III. Среди верующих кто-то сеет разговоры о том, что я уезжаю в Алма-Ату. И кому нужны эти слухи, и кто их выдумывает?
     Сегодня утром закончил все записи для «Каталога» и сдал машинистке.


4. III. Начался пост. В доме моем абсолютная тишина: все, кроме старушки экономки, ушли в храм говеть.
     Сегодня, в первый день поста, я должен был убедиться, насколько я ослаб физически, и насколько сердце мое не переносит даже нескольких поклонов. Положенные поклоны на Великом повечерии я не мог класть, и что-то вроде астмы подступило ко мне…
6. III. Я чувствую, что потерял трудоспособность. Утром написал три письма, привел бумажные дела в порядок и телесная слабость охватила меня всего – хоть на кровать ложись. Полное физическое изнеможение. Какое испытание!
     Настроение «постное». На клиросе постное пение располагает к думкам о своих грехах, падениях, ошибках, преступлениях… Серая погода способствует грусти. Удивлялся, вспоминая свое прошлое, каким недалеким был я в молодости, в зрелые годы… И до сих пор остался во многом «энтузиастом».
     Жизнь идет там (Чистый) без меня. И великолепно обходятся, и забыли меня. [С 1943 года в Чистом переулке помещалась резиденция Патриарха.]
7. III. С утра неизвестность о результатах совещания 26 февраля добила меня особенно сильно. И вдруг, в 12 часов 30 минут, – телеграмма из Димитрова от священника Павла Соколовского. Извещает, что Комиссия передала «Чин» на рассмотрение одного из членов Комиссии. И стало легче от
сознания, что еще не отказано. 8. III. Сегодняшнее письмо т. Оли исключительно важное, о «Чине». И я перебирал в памяти все наши усилия по обработке второй редакции «Чина» и его рассылку и т. д. И во всем этом вижу промыслительную заботу обо мне и моем «Чине». Все вытекает одно из другого.
11. III. Сегодня понедельник второй недели поста. Я уезжаю в Москву с «Каталогом русских архиереев за последние 60 лет (1897 – 1957 гг.)» в трех томах
(1255 л/стр.). С исправленным «Каталогом обновленческих архиереев», с текстом нот 10-ти песнопений «Чина отпевания и погребения». Что даст Господь.
13. III. Труд мой – это сила жизнеутверждающая.
14. III. Протоиерей Александр Маков (в Чернигове на покое). Схиигумен Кукша в Почаеве из Киевской Лавры мало принимает. [Кукша (Величко) (1875 – 1964) – схиигумен Одесского Св.-Успенского мужского монастыря. Прославлен Св. Синодом Украинской Православной Церкви 22. 10. 1994 г. † 12 сентября.]

Схиигумен Кукша (Величко)
Схиигумен Кукша (Величко)

16. III. Четыре часа пополудни. Солнце ленинградское довело до тоски. Только что вернулся с Больше-Охтинского кладбища. Воробьи окружают могилки брата Павла и матери его жены – тещи. [Младший брат владыки Мануила Павел Викторович Лемешевский, капитан 2-го ранга Балтийского флота († 1948 г.).]
17. III. Привезли в мое отсутствие из Ардатовского района икону «Знамения».
18. III. Визит к Патриарху Алексию.
23. III. Молебен с акафистом о начале наших работ по обоим «Каталогам» и «Чину».
25. III. Письмо от о. Павла Соколовского утешительное.
26. III. Благодаря обильным денежным пожертвованиям впервые получил ощущение пресыщенности деньгами, как бы излишками, и страх, что делать, когда некому откладывать.
     Сегодня с утра чувство потери равновесия, приступы легкого головокружения, они чередуются с тяготением тела в правую сторону. Что это такое? Повторение прошлогоднего недомогания, но в форме мозговой? Или это результаты переутомления умственного в связи с оформлением «Каталогов русских архиереев».
     Вновь охватывает меня смертельная тоска. Чувство, что я могу каждую минуту упасть и потерять сознание. Но Боже мой, отсрочь еще на малое время конец живота моего.
27. III. Проездом в Сорочинск из Казани в Москву заехал на часочек один прихожанин (мой почитатель) Григорий Никитич Калинкин. Обещал прислать бочонок вазелинового масла, бочонок паюсной икры из Гурьева и т. д. А мне все это и не нужно…
     Рассказывал о блаженной Пашеньке, о скончавшихся блаженных старцах Иоанне, Андрее, блаженном Иоанне, лежачем, – прозорливце, умершем около 1930 года (возили на тележке). Повеяло на душу мою теплом воспоминания о поездках моих в Сорочинск в 1945–1948 годы… О Ванюше моем, исшедшем из Сорочинска, о матушке старице Февронии…
28. III. Я не хочу вспоминать свое старое житие. Иногда становится жгуче стыдно за ошибки и преступления, совершенные в монашеско-пастырской работе… Но я и тому рад, что совесть моя не спит, бдит и сокрушается о содеянном. 

Владыка Мануил с иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». 1957 г.
Владыка Мануил с иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». 1957 г.

31.III. «Если возложишь на душу свою предел нищеты и, по благодати Божией, освободишься от попечений, и нищетою своею станешь выше мира, то смотри, не возлюби стяжания по нищелюбию, для подаяния милостыни, не ввергни души
своей в смятение тем, что будешь брать у одного и давать другому» [Исаак Сирин. Слова подвижнические. «Правило веры». М., 1993. С. 287.].