ДНЕВНИК МИТРОПОЛИТА МАНУИЛА (ЛЕМЕШЕВСКОГО) 1957 ГОД (ДЕКАБРЬ)

1. XII. Сегодня в 4 часа дня я обнаружил спрятанный под матрас пакет денег суммой 530 рублей. Деньги сложены не так, как я кладу. Я допросил всех, входящих в келлию мою, и никто денег этих не клал. Неужели св. Николай-милостивец снова посетил меня своею любовию при постоянной нужде моей в деньгах.
Пришел по почте, как всегда с опозданием, ЖМП № 8. И появились новые мысли: Патриархия в эти годы избрала новые пути компонования архиерейских кафедр. На каждую пустующую и более почетные кафедры не передвигают старейших, а замещают их вновь выявленными молодыми работниками Церкви. При таком положении старые архиереи подлежат вымиранию на своих местах и забвению. А что ждет меня?..

2. XII. В отделе «Библиография» ЖМП № 8 за 1957 год на стр. 73 – 78 А. Васильев разбирал статью иеромонаха Василия (Кривошеина) о преподобном Симеоне. Выдержка эта пришлась мне по душе: «Будучи обладателем великих духовных дарований, преподобный Симеон был глубоко убежден в том, что и для его духовных детей открыт тот же путь мистических озарений, и он с большой горячностью убеждает их в этом. “Итак, если ты будешь жить, исполняя неукоснительно всем сердцем со смирением и верою… все то, о чем ты ежедневно поешь и читаешь, воистину возвещаю тебе великую радость. Потому что если ты будешь настойчиво это делать… и так подвизаться, не замедлит Бог посетить тебя свыше, но пошлет тебе помощь из Своего святого жилища. И благодать Пресвятого Его Духа осенит тебя”».
Перебирая свои рукописные и перепечатанные статьи, наткнулся на брошюру, написанную со слов великого старца Киевского Ионинского монастыря схиархимандрита Петра под заглавием «Видение града Божия», отпечатанную в Саратове в 1948 году. Но никакого интереса я не проявил к ней. И больше всего от того, что не стремлюсь к Небесному граду по греховности своей и безнадежности на прощение…
Жертвенная Чаша (мед, сахар, дрожжи и вода).
Я должен перестроиться и часть ночи захватывать для окончания своих
работ.

[Свято-Троицкий Киевский Ионинский мужской монастырь основан прп. Ионой во второй половине XIX в. после неоднократного явления ему Пресвятой Богородицы. Настоятель монастыря архимандрит Иона (в схиме Петр) прожил более ста лет и был духовным руководителем братии монастыря и множества мирян. В 1934 году монастырь закры ли, в 1991 году обитель возрождена. Старец Иона Киевский решением Синода Украинской
Церкви от 22. 11. 1995 г. причислен к лику святых.
]

Прп.Иона Киевский (в схиме Петр)
Прп.Иона Киевский (в схиме Петр)
Свято-Троицкий Киевский Ионинский мужской монастырь
Свято-Троицкий Киевский Ионинский мужской монастырь

3. XII. Вчера и сегодня чувствую тоску, душа неспокойна. Она недовольна нестрогим образом жизни моей, малым молитвенным настроением. Душа жаждет уединения, тишины, покоя внешнего ради усиления подвига внутреннего. Комья незаконченных дел давят меня. Дай мне, Господи, сил не впасть в уныние – для меня оно самое тяжелое испытание…

Димитрий (Самбикин), архиепископ Казанский и Свияжский
Не раз лично слышали из уст Почившего откровенное признание, что только чтение житий святых и постоянная молитва облегчают его нелегкий пастырский подвиг. «Вот когда почитаешь эту гору жалоб, – говорил Владыка, – и выслушаешь множество всевозможных дрязг, то страшно тяжело становится на сердце; чтобы отдохнуть – помолишься, отслужишь литургию, да почитаешь жития святых – и снова с обновленными силами и успокоенной душой берешься за дело». И мы воочию видели, что кротким смирением и силою молитвы своей, вдохновленный примерами древних христианских подвижников, Владыка воистину побеждал и недругов своих, невольно заставляя и их кротко смиряться перед его чистой святительской душой… (Из «Сборника его памяти». Казань, 1908. С. 171). [Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архиепископ Казанский и Свияжский (3. 10. 1839 – 17. 03. 1908). Доктор церковной истории. Основатель церковно-археологического общества в Казани. Духовный писатель, автор трудов «Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях», «Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников в нашем отечестве», «Собор семидесяти Апостолов» и др.]

5. XII. Не могу молиться за Чкаловского протоиерея – пьяницу, хулигана, разлагателя веры христианской о. М. Сегодня получено письмо из Чкалова: его увезли в машине скорой помощи. Что с ним, не знаю. И не знаю, что со мною, что нет у меня к нему никакой жалости, как к врагу Церкви, о преждевременной смерти которых Церковь иногда разрешает молиться.
Беспокоюсь молчанием вл. Николая (Ярушевича), митрополита Крутицкого и Коломенского, 12 – 15 ноября получившего «Каталог обновленческих архиереев» в IV-й редакции. Не отвечает о получении.
Чувство превосходства у митрополита Николая Крутицкого… А у меня ничто.

7–8. XII. Эти два дня хвораю, вызывали вчера утром доктора. Признал сухой плеврит и отменил мою поездку 9 декабря в Казань. Боли в правом боку очень сильные, до стонов. Но во всем ниспосылаемом ищу и вижу заботливую руку Господа своего и благодарю за все безконечно.

8. XII. Моя беда в том, что я не могу довлеть на окружающих, и со мной
не считаются.

10. XII. Сегодня оканчиваю оформление четвертой редакции «Каталога обновленческих архиереев», предназначенного Святейшему и протопресвитеру о. Николаю Колчицкому.
С утра общая слабость и сердечная. Плеврит, по-видимому, прошел благо получно, за что безконечная благодарность Тебе, Господи.

11. XII. Тяжелые переживания о своей горемычной судьбе, о том, что мне ни в чем не везет, что я телесно разрушаюсь и слабею, что нет просвета…
Уныние подходит ко мне, крадется ко мне…
Как тяжело! Начинаю ненавидеть себя как главного виновника всех этих несчастий… Потеряны большие надежды, безвозвратно они отошли от меня в бездну времени.

12. XII. Как будто возобновляется у меня душевная болезнь – не могу одолеть того множества письменных работ, которые горами лежат на моем письменном столе.
Чувство разочарования собою и ненависти к себе охватывает меня… И ничего не могу сделать. А к писанию писем чувствую ненависть. Боже мой, какой ужас душевный ожидает меня.

13. XII. Сегодня почта из Москвы прислала мне новости церковные. Будто Патриарх уходит на покой и митрополит Николай займет его место, что в Ленинград назначат владыку Бориса Одесского и в викарии к нему нового епископа Пимена, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Как-то верится с трудом. Пишут, что на днях все это должно выразиться конкретно и из области слухов перейти в действительность. И никто, никто не вспоминает меня… сидящего во мрацех жития своего… [Архиепископ Пимен (Хмелевский) в 1957 – 1965 годах в сане архимандрита был наместником Троице-Сергиевой Лавры. В трудный для Церкви час хрущевской «оттепели»
он с благословения Патриарха Алексия I постриг в монахи многих воинов Христовых, в т. ч. будущего Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима, Филарета, Владимира, Николая и многих других. В 1965 году он был хиротонисан во епископа Саратовского и Волго градского.
]

14. XII. Отец Николай обратил внимание на одну фразу в прощальном слове при отъезде в Хельсинки епископа Павла: «Мы были растроганы, видя горячо молящийся народ. Русская Церковь прошла через огонь испытаний и живет теперь внутренней силой верующих». (ЖМП. 1957. № 8. С. 32.)

19. XII. Сегодня праздник свт. Николая. Верующие говорили и духовенство, что на праздник престольный было народу во много раз меньше, чем сегодня на трех обеднях. То же самое наблюдалось и в Канашах, где за последней обедней было не менее 3 – 4 тысяч человек.
Слыхал я сегодня поговорку: «Заяц никогда не потеет».

24. XII. День назначения в Чебоксары.
Сегодня два года, как я приехал в Чебоксары. Результат?

25. XII. Последний лагерный сон о Киевском поезде исполнился: меня в октябре вызывали, начали дело о снятии судимости.
В 8 часов вечера о. Иоанн дал телеграмму о благополучном своем приезде в Москву и удачном посещении Святейшего, слова которого о том, не приеду ли я в Москву, взволновали меня. Ясно одно, что он неспроста спросил обо мне. Чувствую грядущую перемену в моей жизни и близость перемещения. Не мог долго успокоиться от разных дум. Ведь меня вчера вызывали к «внешним» относительно снятия судимости и выдачи свободного паспорта… Но я во всем положился исключительно на волю Божию. Завтра сессия Синода, может быть, и обо мне… кто-либо скажет…

28. XII. Сегодня я приехал в Алатырь помолиться со здешнею паствой. Днем вдова одного священника, отца Еремея, принесла в подарок вытканную дорожку-ковер – сама ткала. И вспомнил я невольно, как одна блаженная Наталия в начале августа 1919 года видела во сне, как ангелы собирали дорожки в одном храме из алтаря в притвор храма… И что из этого вышло. А здесь, не знаменует ли эта новая дорожка новый путь мне на юг, на Харьков, быть может Киев…

30. XII. Помысл пришел новый: имеешь ли ты право посылать такие резкие письма, какие ты замыслил и приготовил. Они расстроят его не менее усталое сердце, чем твое. Наконец, ты этим письмом снова вселишь в душу его нерасположение к себе. И кому это нужно? Не уподобляйся побитому петуху, который продолжает из-за угла обиженно голосить: «Кукареку, а все- таки я еще не побит окончательно».