ДНЕВНИК МИТРОПОЛИТА МАНУИЛА (ЛЕМЕШЕВСКОГО) 1957 ГОД (ОКТЯБРЬ)

1. X. Во сне видел Сталина. Он нарисовал две иконы и советовался со мной о своей новой работе.
Как хочу я спастись! Как я страдаю от сознания своей греховности! Как рвется душа к небесам, но грехи мои разные и тяжкие не позволяют мне надеяться на прощение Божие (по мытарствам).

Распорядок дня

  1. Тропари Божией Матери (перемежающие): «Утоли моя печали», «Знамения».
  2. Тропари всем Русским Святым.
  3. Тропарь святителю Димитрию Ростовскому.
  4. Лития: о святителях, о праведниках, о чудотворцах и праведных, святолюбцах: Андрее, Михаиле, монахине Елене, старице Софии.

2. X. Никогда не смейтесь над бедностью.
Сколько лет на груди носил я панагию кипарисовую «Явление Божией Матери Преподобному Сергию». И не слагал в сердце своем размышлений о сем, а теперь я обижаюсь на Нее за Ее ко мне молчание …

4. X. Мы в дороге. Уже проехали Свердловск. Сознание подсказывает необходимость, ввиду начала ответственной работы с о. Иоанном, «создать режим». В вагоне наша беседа тихая, объединяющая сердца. Отец Иоанн решил, что сам «Чин» будет утвержден, хотя и с оговорками. Необходимо написать работу: «История происхождения “Чина архиерейского отпевания” в Русской Православной Церкви за период с XIV по XX век». Церковное Литургическое исследование.
О великодушном несении своего креста. Не желать и не ждать своего возвышения. Слова Веры.
«Все в кресте: и жизнь, и сила, с ним родился в мир земной, с ним умрешь – и на могиле он же станет над тобой».

6. X. В ночь моего приезда в Петропавловск владыка Иосиф видел сон, будто я прибыл к нему в черном клобуке, но в сане Патриарха Александрийского или Антиохийского. [В 1957 году епископом Петропавловским был Иосиф (Чернов), викарий Алма-Атинской епархии.]

Митрополит Казахстанский и Алма- Атинский Иосиф (Чернов) в 1957 г. был епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии
Митрополит Казахстанский и Алма- Атинский Иосиф (Чернов) в 1957 г. был епископом Петропавловским, викарием Алма-Атинской епархии

Сон епископа Иосифа об архиепископе Мануиле, которого на гору вел архиепископ Арсений (Смоленский) и поставил, и показал на кресло, в котором он как бы разлегся. Тогда епископ Иосиф говорит архиепископу Арсению: «Он упадет в пропасть. Смотрите, на краю пропасти стоит его кресло!» Арсений же отвечает: «Он не упадет в пропасть». На этом епископ Иосиф проснулся.

Архиепископ Чебоксарский Мануил Лемешевский со своим келейником иеромонахом Иоанном (Снычевым) в Петропавловске. 1957 г.
Архиепископ Чебоксарский Мануил Лемешевский со своим келейником иеромонахом Иоанном (Снычевым) в Петропавловске. 1957 г.

Владыка Иосиф рассказывал об архиепископе Августине, авторе «Основного Богословия», как он вне очереди наградил камилавкой одного священника, двадцать девять лет не получавшего наград по забвению благочинного консистории и самого владыки: «Извините, проморгали мы его, забыли его, а теперь пусть камилавку получает».
В Петропавловском соборе служил епископ Иосиф. Ничего особенного не было. Хор пел Херувимскую Ломакина очень хорошо и умилительно. Епископ Иосиф говорил о питии кофе как эликсире долголетия.

Следующий помысл приходит ко мне неоднократно: я хочу оставить после себя не только устное, но и письменное наследие. Ведь и святитель Димитрий Тобольский и Тихон Задонский оставили после себя какие богатые сокровищницы произведений, написанных в духе смирения и т. д.

[ Димитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) (1651 – 1709). В 1701 году, будучи архимандритом Елецкого Успенского монастыря, указом царя Петра I был вызван в Москву и в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в г. Тобольск. Стремление закончить свой труд по составлению «Житий святых» и нежелание ехать в Сибирь вызвали у митрополита Димитрия тоску и болезнь; по этой причине поездка в Сибирь была отменена, и он получил назначение в Ростов Ярославский. Труды же его, о которых говорит митр. Мануил, стали церковно-историческими и литературными памятниками: «Четьи-Минеи», «Алфавит духовный», «Каталог Киевских Митрополитов», «Зерцало православного исповедания», «Апология во утоление печали…», «Руно орошенное» и др.
Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (Соколов Тимофей Савельевич) (1724 – 1783) свое назначение на Воронежскую кафедру получил в 1763 году и возглавлял ее до 1767 года. По собственному прошению удалившись на покой, святитель написал свои лучшие духовные произведения – «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве». Собрание сочинений свт. Тихона Задонского было впервые издано в 15 томах в 1825 – 1826 гг. в Санкт-Петербурге.
]

«Чудес море» – из Акафиста свт. Николаю. Отец Иоанн Кронштадтский в нашу эпоху есть Николай Чудотворец.

Свт. Тихон Задонский. Икона
Свт. Тихон Задонский. Икона

7. X. Предусмотрительность. Терпение – взвешивание обстоятельств и разрешение их. Сегодня с владыкой Иоанном беседовал о пророке Данииле, муже желаний.
Характеристика еп. N. Неумение уживаться с окружающей средой. Неснятые обвинения тяготеют над вами, вам не доверяют верующие.

8. X. Сижу до позднего вечера и не устал. Не верю себе, что Господь помог мне провести весь день бодро. Результат поездки все же есть. Она влила энергию в меня, бодрость. Старец И. обнадежил меня, что я проживу еще 8 лет, а о. Иоанн скоро будет архиереем. Но я потерял веру во все эти предсказания, до чего они повторяются и в большинстве не исполняются.
Владыка Иосиф дал десяток блестящих образных характеристик церковных, общественных и государственных деятелей царского и нашего времени.

9. X. С утра, в день св. Апостола Иоанна Богослова (н. стиль) выпал первый снег с ветром и бураном. К часу дня растаял. По приметам народным будет в будущем году богатый урожай.
Отзыв еп. Иосифа об о. Иоанне моем: «Он будет идейным и умеренным архиереем». Отец Иоанн говорит, что я своими письмами к митрополиту Николаю (Ярушевичу) унизил себя: не выдержал и пожаловался на свою горькую судьбину и бедность, и нарушил волю Божию.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Икона
Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Икона

10. X. Сегодня вспоминал свою борьбу с обновленцами в Ленинграде осенью 1923 года. [См. «ДС» № 3(71). С. 76 – 94.]
Рано утром выехали из гостеприимного Петропавловска. Снег шел и лежал вплоть до Казани.

11. X. Поездка была «разрядительная» и в то же время «зарядительная» для начала, продолжения и окончания наших совместных трудов.

12. X. Труд – телу честь, душе спасение (м. Феврония).

16. X. Сегодня канун начала наших научных работ, ради осуществления которых Патриарх Алексий на один год отпустил ко мне о. Иоанна (моего пестуна-келейника). В 9 вечера будем служить особый молебен «Чин …».

18. X. Молебен вечером 18 октября.
Сегодня вечером о. Иоанн служил новый молебен перед началом его и наших научных работ.

20. X. Улыбка наша для людей должна быть ласковой, а не сдержанно-приветливой.
В письме из Чкалова. «Кому не жалко своей души, – “и мне тоже жалко”».

21. X. Сон о Киевском митрополите – за что его любят?
Под утро видел сон – был в Киеве и мне кто-то рассказывал, за что именно любили верующие митрополита Иоанна. Он замечания делал ласково, деликатно и никого не оскорблял. [Иоанн (Соколов) с 1944 по 1966 митрополит Киевский и Галицкий, постоянный член Священного Синода.]

Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов)
Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов)

22. X. Нет у нас собранности внутренней… Дважды сегодня раздражался и кричал на своих служащих, а потом у них же просил прощения … Эти дни, совершая земные поклоны, чувствовал весьма ощутительно мозговую боль.

23. X. Отец Иоанн знакомил меня с отзывами свт. Василия Великого по вопросам о пределах послушания и критики распоряжений настоятеля (…и любого начальника и архиерея).

24. X. Сегодня Мария Сергеевна подарила мне маленький белый гробик с землей внутри с могилы ее брата Михаила. Гроб этот пусть напоминает мне постоянно о приближающейся неизбежной смерти. И я лишний раз смогу помянуть за упокой родителей и сродников и близких моих. А окружающих меня гробик этот страшит…

25. X. У одной нашей прихожанки душевно больная дочь Галина. Вчера мама ее спрашивает «Расскажи же мне, какой дух взошел в тебя, Галина?» Больная же отвечает с озорством: «Я – сын погибели!» – и громко захохотала. А матери страшно стало.

26. X. Перед всенощной. Как пустоцветно прошли эти дни моей жизни.

27. X. Безупречная скромность. Прямота и принципиальность.

28. X. Вчера в 10.40 вечера почувствовал легкое головокружение. Оно стало быстро усиливаться, меня качало, и я прилег на койку. Не помогло и это. Поставили горчичники, и я вынужден был лежать. Встану на минутку, всего качает и чувство мути… так нехорошо. Все это так повлияло на меня, что я восчувствовал свою полную телесную немощь и великий страх перед надвигающейся смертью. И так стало страшно в проблесках сознания, лежал я, словно нераскаянный грешник на смертном одре. Не готов еще к смерти, не оправдался еще. И страх грядущего суда надо мною не покидал меня. И заснуть никак не мог, как приподнимусь – головокружение продолжается. Это, ясно, грозное предостережение моего конца.
Под утро видел сон, будто меня привезли в Москву, на Лубянку, 2 для переговоров с высшим чином КГБ по церковной линии. И сердце мое стало тревожным, поскольку почувствовал я набрасываемое на меня ярмо подъяремное с ограничением свободы мнений и действий.