ДНЕВНИК МИТРОПОЛИТА МАНУИЛА (ЛЕМЕШЕВСКОГО) 1957 ГОД (СЕНТЯБРЬ)

1. IX. Сегодня у меня с утра общая слабость. Отслужил обедню с напряжением и благословлял с общею тяжестью, главное, с сердечною слабостью. Пустеет дом наш. Семинаристы и академик Володя уезжают на занятия. Тем самым мы вступаем в полосу трудоемкую по скорейшему окончанию печатания «Каталога русских архиереев».
Господи! тесно мне; спаси меня (Ис. 38, 14).
Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей (Ис. 38, 15).

3. IX. По дороге из Порецкого заезжал в приход Козловки. Посетил храм, в правом приделе увидал висевший металлический крест, весьма тяжелый, не менее десяти килограммов. Я взял его с собой. В дальнейшем выяснилось, что этот крест носил проживавший в деревне Флор Иванович, живший некогда на Афоне и постриженный в схиму с именем Меркурий. Батюшка принес его фотографию. Могила схимонаха – недалеко от храма с левой стороны, внутри ограды. Верующие не помнят, когда он умер. Одни говорят, что хоронили его на первой неделе Великого поста, а другие заверяли, что осенью. День Ангела верующие правят 18 августа, в день свв. мчч. Флора и Лавра. Год смерти также точно неизвестен, но верующим кажется, что умер он незадолго до появления колхозов.
В дороге из Порецкого домой мысль о «радости сегодняшнего дня» не покидает меня. Не покидает от того, что в Козловке узнал о местном подвижнике схим. Меркурии, радость переживаю и от того, что скоро о. Иоанн будет мне помогать в работе словаря русских подвижников и праведников.

[Церковь свв. Петра и Павла в райцентре Порецкое построена на средства графа П. И. Салтыкова в 1816 году.
Церковь Богоявления Господня в с. Козловка Порецкого р-на построена на средства дворянки П. Я. Агафонниковой в 1829 году.
]

Церковь во имя святых Петра и Павла в с. Порецкое
Церковь во имя святых Петра и Павла в с. Порецкое
Церковь в честь Богоявления Господня в с. Козловка
Церковь в честь Богоявления Господня в с. Козловка

6. IX. «Воля Божия на все, а если что случится, то это еще угоднее для спа-
сения душевного» – слова Саши лежачей.
Сегодня закончили мне печатать жизнеописание Старца Василия Даниловича Чадина 1 на 57 страницах. Интересное житие прислано мне из Казани. [Старец Василий Данилович Чадин (1845 – 1920) родился в селе Большие Ключищи Симбирской губернии. Был великим молитвенником, отшельничал в Жигулевских горах.]

7. IX. Сегодня днем неожиданно приехал прямо с теплохода о. Стефан Акашев 2 из Платовки со своим келейником, рабом Божиим длинноволосым Григорием. Я не люблю нежданных приездов без моего благословения и ведома, поэтому такого рода «вторжения» в обиход моей налаженной жизни переживаю очень тяжело. [Протоиерей Стефан Акашев (в тайном постриге Серафим) (1900 – 1975) с 1944 по 1970 год служил в Покровском храме села Верхняя Платовка.]
Отец Стефан рассказывал о явлении помощи пророка Захарии и Елизаветы праведной как покровителей чистоты телесной в борьбе с блудными страстями и помыслами и многое другое рассказывал, чего душа моя и память ослабевшая не могли вместить в себя, но все рассказы его были недокучливы, интересны и поучительны.
Неотразимое впечатление произвел на меня послушник Григорий. В его глазах обнаруживается такая необычайная сила и глубина, что берет оторопь…Цвет глаз не иссиня темный, а темно-коричневый, но сила в них необычайная, и он наставительно отвечал как бы на мысли окружающих его. Меня испытывал, как потом признался, в отношении так называемой «прозорливости», не много и не совсем удачно. Но отец Стефан говорил, что у него много почитателей и что он слывет в среде верующих праведным и прозорливым…
Но простота в его разговорах и обращении с окружающими – не обычайная.

Митрофорный протоиерей Стефан Акашев со своим келейником Григорием Петриенко
Митрофорный протоиерей Стефан Акашев со своим келейником Григорием Петриенко

8. IX. Сегодня искушали меня мысли о понуждении человека на подвиг поста, молитвы, самоограничения и т. д. Недаром и Святое Слово Божие говорит, что Царство Божие нудится… И сейчас сравниваю свою неустроенную жизнь, в которой все время приходится нудиться, принуждать себя к подвигам, к молитве, главным образом, по просьбам людей… а силы молитвы нет…
Воскресенье. С утра ощущаю большую слабость общую и сердечную. Клонит к койке, к лежанию в свободной позе и одежде. Такое сильное желание лежа уединенно и тихо молиться…

9. IX. Инокиня Людмила (из интеллигенции) являет собою тип человека с большими претензиями. И я оказался виноватым в нечуткости, а денег у меня не было, чтобы помочь ей, но на все да будет воля Божия. Я же не имею на нее ничего, только мне жалко ее, так как за свои мысли обо мне ей придется отвечать.

10 – 12. IX. Захворал и не служил на Усекновение главы Иоанна Предтечи.

13. IX. Сегодня правим службу 1 сентября по старому стилю, т. е. Нового Года. На душе после великих скорбей и радостного извещения от о. Иоанна, что он наконец-то откомандирован в мое распоряжение, стало легче. И я за долгое время впервые ощутил в себе особое радостное состояние и настроение, которое я назвал «просветлением души». Когда-то я писал (вроде еще не так давно), «Преображение души». Может быть, я неправильно выражаю свои переживания, но появилась особая ясность в душе…
Сегодня вечером служба шла неторопливо и у меня (что редко бывало в Чебоксарах) на душе создалось некое умиротворение. Я не могу определить эти мимолетные переживания, но они исходили из глубины души. Я назвал это редкое настроение «внутренней радостью». [В России с 1388 года Новый год начинался 1 сентября, с 1699 года – с 1 января,но служба Новолетию полагается 1 сентября.]

14. IX. Эти дни я хвораю: слабость, жар, ломота в ногах и руках – самочувствие скверное. А что – сам не знаю; приходится лежать.
А время бежит, а работа не клеится, а времени не остановить, словно в бездну скатывается и не удержишь… Конечно, еще хорошо то…
Или это увядание телесное есть начало конца моей телесной храмины. Слишком самонадеянны окружающие меня за мое «долголетие»…
Одна верующая вдовица рассказывала сегодня: «Имела я много лет благодать слез покаянных и это меня всегда радовало, утешало, ободряло. В 1954 году, точно не помню ни числа ни месяца, во сне явилась какая-то женщина, одетая в серое, и обратилась ко мне очень строго: “Дай мне твои слезы”. Я стала умолять ее и отказывалась. В борьбе словесной и противлении я проснулась… сперва я не заметила, а вскоре почувствовала страх и отчаяние – я потеряла дар слез. И вот до сего времени я не могу выплакать свое горе, в былых слезах испрашивая облегчения и прощения… И всего этого лишилась.
Обращалась за советом к духовным отцам, но те так и не могли меня ничем
утешить и обнадежить…».
«Расходился» человек, разволновался, и как всегда, из-за пустяка… (с завхозом история).

15. IX. Стараюсь (и тренирую себя) во всех своих возгласах, поступках, действиях сохранить благоговейство. Я хочу жить сейчас так, чтобы ничем не соблазнять верующих и духовенство.
Часто возникает вопрос: что сейчас в моем положении самое главное?

  1. Найти психическое равновесие.
  2. Закончить три словаря.
  3. Молитвенное правило свое завершить (для душевного равновесия).

Верный Богу – эпитет Аси М. Эпитет новый.

19. IX. Из своей поездки в Чкалов и Москву Вера привезла интересные отзывы верующих обо мне: «Хорошее вам не нужно слышать о себе, это неполезно для души, а плохое – сколько угодно. Вас считают в прелести, в гордыне осуждения, что вы о себе говорите, как уже о святом… И завистники не медлят…».
Сегодня я получил из Москвы небольшое письмо от нашей милой Кати П. В нем описывается трагический случай, происшедший в августе месяце на автотрассе из Одессы в Москву с начальником хозяйственного управления Московской Патриархии, настоятелем храма св. мч. Иоанна Воина, что на Якиманке, протоиереем Игорем Малиницким. Выдержку о нем я привожу здесь ниже.

Суд Божий
(изнанка жизни)
Вы, наверное, слышали о катастрофе, которую потерпел о. Игорь, настоятель церкви Иоанна Воина. Он поехал с семьей в Одессу на своих машинах. На обратном пути был сильный туман. Сын, сидящий в первой машине, увидел, что на них мчится грузовик, свернул с дороги и их автомобиль упал в канаву, грузовик налетел на вторую машину, где был о. Игорь с женой и дочерью. Всем им были нанесены большие увечья. Дочь умерла, жена лежит вся в гипсе, у о. Игоря переломы ключицы, ног и сотрясение мозга.
Но это знают все. Интересно то, что послужило одной из причин этой катастрофы. Года два тому назад о. Игорь убрал из храма одного священника, о. Василия С. (бывшего врача, прослужившего в этом храме семь лет), для того, чтобы поставить своего родственника. У меня есть знакомая, которая была возмущена этим поступком, да и все прихожане были очень недовольны смещением о. Василия. Она начала просить Иоанна Воина, чтобы он покарал и наказал о. Игоря за его несправедливость. Молилась она два с половиной месяца. Увидела во сне белоснежную стену, на которой было написано «Суд», пройдя немного дальше, вторую такую же стену, на ней была цифра «8». В общем вышло «Суд 8».
Она написала о. Игорю письмо, в котором указала, что поступок его несправедливый, недостойный его сана и возмутивший всех, что он непременно будет наказан за это Богом. «Ждите 8», – закончила она свое письмо. И вот результат ее молитв: Иоанн Воин услышал их и покарал настоятеля. Но надо думать, что это возмездие было за все несправедливое, что было им сделано раньше в жизни. Что можно сказать обо всем этом? Случай ужасный, никогда в жизни не хотела бы быть на месте моей знакомой».
По случаю того чуда гнева Божия, который снизошел на о. Игоря, я возымел желание составить молитву сему святому.

20. IX. Иоанн Воин чтится в народе как защитник от притеснителей, грабителей, воров, разбойников и т. п. На иконе св. Иоанна, находящейся в Киево-Софийском соборе, написана такая молитва: «О великий заступник и угодник Иоанне Воинственниче! Помилуй раба твоего, сущего в бедах и скорбях, и во всякой злой напасти, и сохрани от всякого зла, заступи от обидящего человека, тебе бо дана бысть такая власть от Бога». [Русский Паломник. 1905. № 31. С. 489.]
За всенощной под Рождество Богородицы ощущал какое-то особенное состояние… в голове что-то не в порядке. Проскакивают образы, картинки, как бы в трансе, полусне… с опасностью перехода в действительность и потери сознания на мгновение… Раз я слегка зашатался… слабость телесная охватила меня…
Вечер. Я заверяю своих близких, что я должен скоро умереть по состоянию своего здоровья. Но никто из них не верит в это: «Вы еще долго проживете», – заверяют они меня, особенно Вера, которая по чутью иногда и скажет правильно. Но да будет во всем воля Божия.
Мыслями охвачен предстоящей поездкой в Петропавловск к епископу Иосифу для совета и облегчения души своей…

21. IX. Сегодня из Горького привезли Потребник Патриарха Филарета (изд. 1625 г). Я его взял за 1,5 тысячи рублей. И то хорошо – иметь подлинники чинов погребения. Служение всенощное прошло благополучно.
[Филарет (Федор Никитич Романов-Юрьев; 1553 – 1633) – Патриарх Московский и всея Руси. При Борисе Годунове подвергнут опале и пострижен в монашество. В Смутное время был захвачен самозванцем Лжедимитрием II в плен, после освобождения избран на кафедру первосвятителя Русской Православной Церкви. Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактически соправителем юного царя Михаила Федоровича Романова, своего сына.]
Внутреннее состояние такое: ничего из окружающего меня уже не интересует, как переходящая грань земного… как уходящего уже навек… Какая-то отрешенность и легкость…

23. IX. Сегодня исполнилось 34 года моего посвящения во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Сколько светлых переживаний было тогда в белокаменной Москве в 1923 году… сколько лет прошло в великих страданиях за веру Христову на хладных островах Соловецких и в знойных бескрайних степях Западной Сибири, и в дебрях Красноярских лесов, и в благодатных Саровских лесах. Нахлебался я горя в сих муках и местах, изошел слезами безотрадными… [Здесь имеются в виду годы ссылок и скитаний владыки Мануила: с 1924 – 1928, с 1933 – 1944 и с 1949 – 1955.] И в результате всего этого… хотя и на воле, пребываю в медвежьем углу, в загоне от той церковной жизни, которая дает право себя именовать «соучастником ея». Меня всячески отдаляют, а не приближают, со мною вовсе не считаются… обходят меня как заразу… особенно это чувствуется в отношении ко мне чистокровных членов Церкви из Чистого переулка, который для меня является далеко не чистым и почти недоступным…
Я живу сейчас на доверии страждущих. Я – преступник.
Предупреждение.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновником во всем (Иак. 2, 10).
Решил я вовсе замкнуться в I-й круг.

  1. Отобрать Каталоги у Патриарха Алексия и митрополита Николая.
  2. В Москву больше не ездить ни в 57-ом, ни в 58-ом годах.
  3. В Ленинград съездить в январе 1958 года.
  4. Никаких писем Патриарху Алексию и о. Николаю Колчицкому не посылать.

23. IX. «31 июля в монастырской больнице Александро-Невской Лавры произошел печальный случай: погиб страшной смертью находившийся там на излечении архимандрит о. Иосиф, доживший до 75-летнего возраста. Он был разбит параличом и по этой причине уволен на покой. Пребывание архимандрита в келье стало тягостно для келейников, и старца поместили на излечение в лаврскую больницу. Он любил курить и, воспользовавшись отсутствием надзора, закурил. Старческая рука дрожала, и папироса выпала из нее. К несчастию, она попала на бороду, и борода загорелась. Огонь перешел затем на платье. Раздались крики о помощи, но пока явились служители больницы, бедный старец был уже объят пламенем, и большого труда стоило прекратить начавшийся пожар. Явился фельдшер, но ему пришлось лишь констатировать смерть старца от ожогов». [Русский Паломник. 1905. № 34. С. 538.]

27. IX. День Воздвижения Креста. В келейной молитве прошу об обновлении души моей, о возрождении ея, преображении ея.

Молитва о неверующих
Господи, прости тем, кто богохульствует… Конечно, они никогда не видали Тебя, находясь в отчаянии. Счастливые мира думают, что никогда не будут в Тебе нуждаться. Прости им! Если гордость оскорбляет Тебя, слезы их рано или поздно окрестят их. Лишь пожалей их за то, что они считают себя вне опасности от бурь и что они нуждаются, чтобы придти к Тебе, в суровых уроках несчастия. [Русский Паломник. 1905. № 40. С. 623.]

Молитва святителя Амвросия о преждевременной смерти
Брат мой! Так как ты опередил меня, то приготовь мне место в этой общей всем нам обители, которая теперь для меня желаннее всех. И как на земле все было между нами общее, так пусть будет и в небе. Да не будет между нами ни в чем раздела. Не заставляй долго ждать того, кто так страстно стремится соединиться с тобою! Подожди того, кто идет к тебе на встречу; помоги тому, кто спешит к тебе и если тебе кажется, что я слишком медлю, ускорь мой приход к тебе. О, отец, какое утешение остается мне, кроме надежды соединиться с вами двумя? Да, я утешаюсь надеждой, что разлука наша из-за твоего ухода не будет продолжительна и что ты получишь благодать привлечь к себе скорее того, кто так горько о тебе сожалеет. [Русский Паломник. 1905. № 45. С. 710.]

28. IX. За всенощной пришли мысли о неизбежно приближающейся старости, и так мне стало жалко себя. Мысленно я взывал ко Господу, да не коснутся меня волны дыхания смерти сейчас, когда я еще не готов предстать пред очи Господа. Да не коснется меня печать дряхлости, телесной старости сейчас. Обожди призывать меня на расплату, хоть еще немного обожди.
Проверяя себя, нахожу, что по полету своих мыслей я являюсь человеком больших мечтаний, неосуществленных исполнений, незавершенных начинаний…

29. IX. Сегодня в хорошую солнечную погоду в воскресенье исполнилось 45 лет моего священнослужения. Точно в такой же воскресный погожий день в 1912 году епископ Семипалатинский Киприан (Комаровский) рукоположил меня в иеромонаха. И как скоро прошли эти 45 лет в сплошных скорбных обстояниях, в несении жизненного креста в разных местах нашей Родины. Семипалатинск и Ленинград, Москва, Соловки, Серпухов, Новосибирск, Красноярск, Чкалов и Чебоксары…

Епископ Семипалатинский Киприан (Комаровский)
Епископ Семипалатинский Киприан (Комаровский)

Мое краткое завещание
Сего 30 сентября, я, нижеподписавшийся, архиепископ Мануил Чебоксарский и Чувашский (он же Виктор Викторович Лемешевский) в полном разуме и сознании заявляю, что в случае моей смерти, согласно моим прежним завещаниям, все мое имущество, как то: книги, иконы, рукописные работы и картотека, митры, панагии, кресты, облачения и две цветные и одна великопостная мантии, все это поступает в полную собственность иеромонаха Иоанна (Снычева), моего Келейника.
Все одежды, обувь, белье и др. мелочи хозяйственные и кухонная посуда, а также наличные деньги завещаю полностью Фекле Ильиничне Дикуновой. [Дикунова Фекла Ильинична (мон. Феофания) – исполняла кухонное послушание в архиерейском доме при владыке Мануиле.]
Мануил, Архиепископ Чебоксарский и Чувашский (он же Виктор Викторович Лемешевский).