ВИЗАНТИЯ. ПАЛОМНИЧЕСТВО В БУДУЩЕЕ (ЧАСТЬ 3)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ЮЖНАЯ ТУРЦИЯ

Последняя часть нашей программы пребывания в Византии – посещение южных областей Турции. Это Памфилия, где также проповедовал апостол Павел, и прочие святые места. Мы приехали туда в субботу вечером. Очень интересно менялась погода: на западе небо пасмурное, дожди, грозы, а когда подъезжаешь к южным областям, то за горными хребтами вдруг открывается чистое ясное небо, и попадаешь в совсем другой климатический пояс. Это вообще более сухое и жаркое место. Если в Константинополе погода зимой бывает достаточно холодной, там климат умеренный, то юг, где находится Анталия, – достаточно теплый край, где средняя температура зимой плюс 18 градусов.

[ Памфилия – область на юге Малой Азии, западнее Киликии и восточнее Ликии. Апостол Павел во время своего первого путешествия посетил Пергию, а на обратном пути Атталию, совр. – Анталия (Деян. 13, 13; 14, 25). Проплывал Павел мимо Памфилийского побережья по пути в Рим (Деян. 27, 5). ]

     Километрах в сорока от города Финике, где мы остановились в первую ночь, находился древний город Миры – Миры Ликийские. Область, где жил святитель Николай, называлась Ликия. Она возникла очень давно и существовала как самостоятельное государство. Когда разрушилось древнее государство хеттов, Ликия существовала независимо. Потом там появились греческие поселения. Ее в свое время захватывали и персы, и Александр Македонский. Но всякий раз, когда против ликийцев начиналась война и враг одерживал победу, ему доставались совершенно пустые города, без единого человека: люди сражались до последнего, их было очень тяжело завоевать. Поэтому даже во времена Александра Македонского эта область пользовалась достаточно большой самостоятельностью. Впоследствии пергамский царь Аттал завещает всю эту территорию Римской республике.

Престол, на котором служил святитель Николай Мирликийский
Престол, на котором служил святитель Николай Мирликийский

     Ну и, конечно, более всего нам дороги эти места тем, что здесь жил святитель Николай Чудотворец. Родился он в другом месте, в городке Патары. Это к северо-западу от Мир Ликийских; мы туда не ездили, так как времени было мало. В Патарах, как сообщил гид, вообще ничего не сохранилось, никаких исторических памятников. А там, где стояли Миры Ликийские, сейчас расположено благоустроенное поселение Дембре. И первое, что бросается в глаза, когда туда попадаешь – множество вывесок на русском языке. Лавочки, где турки продают иконы и торгуют церковными сувенирами, называются почему-то иконными центрами.

     Наутро в воскресенье 14 сентября Владыке предстояло служить Божественную литургию в храме святителя Николая в Мирах Ликийских. Эта служба была заранее согласована со Вселенской Патриархией и с другими инстанциями. У нас в Самаре как раз в это время проходили выборы губернатора, а Владыка молился в храме, где служил святитель Николай Чудотворец.

     Мы увидели очень древнюю церковь, в пространстве которой переплелись разные эпохи. Считается, что первый храм был построен здесь в IV веке, после кончины Святителя. Затем церковь дважды разрушалась, и нынешняя постройка восходит к VIII веку, хотя включает и предыдущие слои. Алтарная часть – самая старая. Алтарь выполнен в виде амфитеатра, то есть на горнем месте полукругом располагались ступени, в центре должен был в определенные моменты службы садиться епископ, а справа и слева от него на ступеньках располагались священники. Место, где совершается богослужение, находится на возвышении и выделено колоннами – шесть колонн расположены по бокам в два ряда. Там находится престол из камня, на котором наш Владыка совершал Божественную литургию. Считается, что именно на нем когда-то служил литургию сам святитель Николай Чудотворец.

Фрески в храме свт. Николая Мирликийского
Фрески в храме свт. Николая Мирликийского

     Кладка стен храма относится к VI веку. Как можно определить возраст стены по кладке? Римские памятники строились из высеченных глыб, которые возводились друг на друга, как кубики. А в Византийской империи, когда сооружали церкви, шли слои: часть стены была сложена из вытесанных кубических блоков, а в промежутках между некоторыми из них шли слои плинфы. Плинфа – это древний византийский кирпич, представлявший собой плоский восьмигранник правильной формы, широкий и более плоский, чем обыкновенный кирпич. Плинфы выкладывались рядами, между ними заливался строительный раствор. Ниши с кирпичной кладкой служили стяжками между каменными блоками.

     В верхних частях храма сохранились фрески, относящиеся к XII – XIV векам, там есть изображение Тайной вечери и другие сцены из жизни Господа.

Литургия в Мирах Ликийских. Храм святителя Николая
Литургия в Мирах Ликийских. Храм святителя Николая

     Храм не сохранил своего первоначального вида, он многократно разрушался при землетрясениях, в результате одного из которых река Мирос поменяла русло и занесла стены храма илом. До середины XIX века храм стоял без крыши, но в 1860-е годы эти места посетили русские купцы, которые взяли благословение на восстановление храма и сделали кровлю. Поэтому сейчас здесь можно спокойно совершать богослужения. Полностью реконструировать храм, однако, тогда не удалось.

     Мы прибыли в храм около девяти утра и, приготовившись, приступили к совершению Божественной литургии. Владыке сослужили все священники. Когда мы только входили в храм, там уже было несколько групп туристов. Храм является и музеем, вход в него осуществляется по билетам – получаешь в кассе билет, потом проходишь через турникеты… Итак, кроме нас было еще несколько групп – все русские. Гиды этих групп говорили своим туристам: «Вам дается тридцать пять минут, потом мы уходим». Когда началась Божественная литургия, все присоединились к богослужению. Для них это было неким чудом: древний храм, в котором давно не совершалось регулярного богослужения, и вдруг служит русский митрополит в окружении священников и диакона, торжественно поет хор… Отстояли какое-то время – смотрим, ушли. Но появляется другая группа, и снова храм полон, потом они тоже ушли. И тут третий поток туристов – и все молятся. Так помолилось множество народа. У всех такое праздничное удивление: в воскресенье посетили церковь святого Николая Чудотворца, да еще и на службу попали! Лица у всех такие радостные!

Владыка у гробницы, где покоились мощи свт. Николая Чудотворца
Владыка у гробницы, где покоились мощи свт. Николая Чудотворца

     После литургии Владыка отслужил молебен святителю Николаю, а также на Новый год (14 сентября – 1 сентября по старому стилю – день церковного Новолетия) и обратился к молящимся с приветственным словом. До того он благословил еще отца Вениамина сказать проповедь. Такое воодушевление охватило всех присутствующих! И все молятся: Владыка начинает читать коленопреклоненную молитву – и весь храм становится на колени, хотя по внешнему виду большинства туристов не скажешь, что они воцерковленные люди.

     После Божественной литургии состоялась экскурсия по храму. Нам показали гробницу святителя Николая с разбитой крышкой: ее разбили итальянцы, когда увозили мощи Святителя в Бари. Сейчас гробница находится под стеклом.

     Потом состоялся обед в ресторане, больше похожем на нашу столовую: еда в противнях и кастрюлях, и ты сам накладываешь себе, что хочешь. Выбор блюд не слишком разнообразный.

     Затем мы переехали ближе к Анталии и оставшиеся дни жили в гостинице Белек Бич Ресорт. В один последних дней, 16 сентября, мы побывали в Анталии и древнем городе Пергии. Анталия – крупный город, который в последние годы стремительно растет, сегодня там проживает около восьмидесяти тысяч русских. Население Анталии около полутора миллионов человек. Город настолько разросся, что вобрал в себя и некоторые древние города.

     Нас свозили в древний город, который сейчас называют Перге, то есть Пергия. Пергия упоминается в книге Деяний Святых Апостолов, потому что ее посещал апостол Павел, когда проповедовал христианство в Малой Азии. В Пергии сохранились некоторые древние постройки – стадион, центральная площадь, рынок, сохранились места, где когда-то были бани с просторными помещениями, состоявшие из нескольких отделений. В полуподвалах находились котельные, – в огромных медных котлах бурлил кипяток, и пар по трубам поднимался в горячее и теплое отделения. Город также имел канализацию и водопровод. Улицы были вымощены плитами, которые хорошо сохранились до наших дней. А еще в городе находилось большое здание, украшенное статуями императоров и героев.

     Все слышали об Олимпийских играх, которые ведут свое начало еще из Древней Греции и проводились в городе Олимпия. Оказывается, там была очень развита конкурсная система соревнований. Сначала различные спортивные состязания – пятиборье, борьба, гонки на колесницах, – почти все как у нас, только в более архаичном виде, проходило на местном уровне. Борцы собирались в одном из городов на отборочные турниры, а лучшие из них продолжали состязаться в других городах. Сильнейших ждали Афины, где проходили так называемые панафинейские игры. Только одержавшие в них победу допускались к участию в Олимпийских играх. Победители не только Олимпийских игр, но и состязаний меньшего значения, получали почетные и материальные награды; на родине им ставили памятники с надписью, то есть увековечивали в истории родного города. Говорят, что в этом месте Пергии находились статуи героев, императоров и прочих прославившихся людей.

     Что касается стадионов, то считалось, что женщинам из высшего сословия зазорно там находиться, их посещали только мужчины. А вот рабыням бывать там не запрещалось. На стадионе в Пергии, том самом, который мы видели, во II веке пострадали за Христа три мученика: святой Феодор и два воина, которые во время его мучений обратились в христианство – это Сократ и Диоскор. Феодор был очень молод, его дух поддерживала его мать Филиппия. Когда перед смертью он отпросился на несколько дней домой, чтобы попрощаться с родными, Филиппия не хотела его отпускать, опасаясь, что он отречется от Христа из страха перед мучениями, но потом стала его всячески поддерживать и хвалить, и следовала за ним до самого места казни.

     В Пергии родилась и святая Матрона Константинопольская. Конечно, ее житие не правило, а исключение. Ради ее неудержимого стремления к Богу Господь попустил распасться семье св. Матроны, которой муж запрещал посещать церковь. Скрываясь от его преследований, Матрона долгое время подвизалась в мужском монастыре в образе евнуха Вавилы, а когда муж узнал об этом, ей пришлось спасаться бегством в Иерусалим, на Синай. Долгое время жила она в идольском капище города Берита, молитвой побеждая демонов. Вокруг нее образовался монастырь, а закончила св. Матрона свои дни в Константинополе.

     В тот же день мы посетили одно из самых живописных мест Анталии. Там много речушек, текущих с гор. Сейчас они небольшие, а в древности некоторые из них были судоходными. Одна из таких рек то покажется, то скроется под землей, а когда достигает моря, не впадает в него, как другие реки, а срывается с высокой скалы, и это ненаглядное зрелище – водопад над морем – стремятся посетить и сфотографировать многие туристы.

     К вечеру 18 сентября мы вылетели прямым авиарейсом в Самару, благополучно прибыв в свой город во втором часу ночи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Ближе к концу поездки Владыка высказал свое мнение, почему Святейший Патриарх постоянно посылает в Константинополь делегации во главе с епископами. Он, вероятно, желает отмолить эти земли, вернуть туда литургическую жизнь, чтобы местное население привыкло к тому, что в этих местах совершается православное богослужение. А турки – очень сообразительный народ: если они видят, что какое-либо предприятие приносит доход, например, христианское богослужение становится здесь востребованным, привлекает дополнительные деньги, то не будут чинить препятствий, – они не фанатики.

     Нам, в свою очередь, искренне жаль, что там, где жил один из самых почитаемых в русском народе святых, Мирликийский угодник Божий, пока никто не служит. Лишь раз в год, в день памяти св. Николая Чудотворца по новому стилю, туда приезжают служить греческий митрополит с духовенством. Надо стремиться всеми силами, чтобы в таких святых местах возобновилась литургическая жизнь. И есть надежда, что с Божьей помощью это в скором времени произойдет.


Автор благодарит иеромонаха Антония (Подоровского) за помощь в написании этой работы.




     Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары.
     Дневник паломничества в Византию, совершенного группой паломников Самарской митрополии во главе с Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Самарским и Сызранским с 11 по 18 сентября 2014 года.