ВИЗАНТИЯ. ПАЛОМНИЧЕСТВО В БУДУЩЕЕ (ЧАСТЬ 2)

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЕФЕС

На второй день после того, как отслужили во Влахернском храме литургию, мы посетили собор Святой Софии, церковь свв. Сергия и Вакха, а затем поехали в аэропорт, откуда состоялся наш перелет в Смирну.

Это город с населением в три миллиона человек. Там есть свои заводы: нефтеперерабатывающий, машиностроительный, текстильная фабрика, то есть Смирна – крупный промышленный центр. Когда-то половину ее населения составляли греки, и более того, во времена Первой мировой войска стран Антанты – Италии, Великобритании, Франции – выступали против Османской империи как союзницы Германии и заняли достаточно большую территорию. К ним присоединились и греческие силы, которые в свою очередь также заняли обширную территорию на западе Турции. И если бы греки не пытались дальше воевать с турками в одиночку, то у них были бы сейчас и Константинополь, и Смирна. Но именно под Смирной турки нанесли им сокрушительное поражение, и поэтому греки 1924 год называют самым черным событием своей новейшей истории – это «смирнская катастрофа», когда крупная греческая группировка войск была наголову разбита турками. И после этого произошла массовая резня местного греческого населения, хотя местные греки и не воевали на стороне европейских. Затем, согласно Лозаннскому договору, две страны должны были обменяться населением, то есть Турция высылала со своей территории всех греков, а Греция – турок. Так греки из Малой Азии перебрались в греческое государство, а турки с Крита, из Македонии и других местностей Греции переехали в Турцию.

     Сама по себе Смирна как историческое поселение очень интересный город. Но мы ее объехали и направились на побережье моря в маленький городок Кушадасы («кушадасы» по-турецки значит «голуби») и там заночевали. Утром поехали в Ефес, чтобы совершить Божественную литургию на развалинах древнего храма, который представлял из себя довольно значительное сооружение. Ефес – это город исключительной древности. Он был основан еще до Троянской войны, то есть восходит ко второму тысячелетию до нашей эры. Когда-то это был крупный портовый город: апостол Павел прибыл в Ефес на корабле. Но какое-то время спустя море начало отступать, и сейчас оно находится приблизительно в десятке километров от Ефеса, а морское дно поднялось и стало плодороднейшей землей, на которой современные турки выращивают гранаты, виноград, апельсины, мандарины, и не только фрукты, но и овощи, злаки.

     Примечательно, что Ефес известен как место подвижничества двух святых апостолов. Во-первых, там два года проповедовал апостол Павел во время своего третьего миссионерского путешествия. В этом городе его проповедь не всегда проходила спокойно, в частности, там было местночтимое божество – Артемида, известная статуя, которая называется Артемида Ефесская. Чтобы оценить значение этого памятника для того мира, отметим, что храм Артемиды Ефесской считался одним из семи чудес света. Его сооружали из самого дорогого мрамора, который богине Артемиде в дохристианские времена жертвовали языческие цари. До нашего времени от этого храма сохранились громадные колонны.

     Кстати, когда мы смотрим на колонну античного здания, кажется, что это монолит, своего рода цилиндр или усеченный конус, сужающийся кверху. Однако на самом деле колонна представляет собой несколько кусков. Как ее изготавливают? Сначала ставится основание, на него насаживается металлическая арматура (или готовится основание для арматуры). Затем берут кусок мрамора цилиндрической формы высотой приблизительно два метра и ровно в середине просверливают сквозное отверстие, после чего его насаживают на основание. Потом берут еще один кусок мрамора, который подходит к этому куску, такой же длины и насаживают его сверху. Так насаживают куски до тех пор, пока не наберется нужная высота колонны. После этого специальные шлифовальщики обрабатывали места стыков так, что колонна казалась монолитной. (Потом в середину отверстия продевалась еще и арматура). И только когда в результате землетрясений колонны распадались на части, можно было обнаружить, что они состояли из таких кусков.

     В Ефесе трудились апостолы Павел и Иоанн Богослов, а со святым апостолом Павлом здесь произошел следующий случай. Когда он проповедовал в Ефесе, один из торговцев, который занимался тем, что изготавливал из серебряных слитков и продавал изображения Артемиды Ефесской (у нее весьма специфическое изображение, ее культ проник туда с Ближнего Востока, где было свое божество, аналогичное Артемиде; она считалась покровительницей охотников, скотоводства и имела славу достаточно грозной богини), собрал по всему городу народ и стал говорить, что если этот человек, Павел, будет продолжать свою проповедь, то храм богини Артемиды придет в упадок и перестанет действовать. Собралась толпа, народ стал восклицать «велика Артемида Ефесская!» При этом люди схватили апостола Павла. На шум толпы вышел военачальник, пытался выяснить причину шума, но никто не мог ничего сказать вразумительного, все только повторяли: «велика Артемида Ефесская!» И тогда военачальник взял слово, а он был достаточно мудрым человеком, и сказал: «Все и так знают, что богиня Артемида велика. Но вы собрались здесь без причины, и лучше бы вам разойтись, чтобы не быть обвиненными в незаконном собрании, в попытке подготовки мятежа». Услышав эти слова, все разошлись, а апостолу пришлось покинуть город. Тем не менее, ефесяне апостола Павла очень любили, и когда он плыл в Иерусалим, где его ожидали большие скорби, ефесяне встретились с ним в городе Митилена на острове Лесбос и очень тепло попрощались. Впоследствии, когда апостол Павел был в римских узах, он написал ефесянам послание, которое входит в Библию, и мы его регулярно читаем.

     Кроме апостола Павла в Ефесе проповедовал и святой Иоанн Богослов. На этот счет существуют две точки зрения. В нашей православной традиции
утвердилось, что святой Иоанн Богослов был в Ефесе уже после успения Божией Матери, то есть он находился при Ее жизни в пределах Иудеи до тех пор, пока Она не была погребена в Гефсимании, а католики считают, что Божия Матерь вместе с апостолом Иоанном посещала Ефес, они даже показывают то место, где якобы жила и вознеслась по кончине Пресвятая Богородица во время своего посещения Ефеса, что противоречит нашему православному преданию. Из жития апостола Иоанна известно, что он пробыл в Ефесе достаточно большое количество времени. Более того, Ефес он упоминает наряду с семью другими городами в Апокалипсисе. Если открыть эту самую таинственную, самую загадочную книгу Нового Завета (загадочную потому, что Апокалипсис повествует о грядущих временах, которые мы с трудом можем себе представить), она в некотором смысле диахронична, поскольку параллельно ссылается и на прошлое и на будущее. Во второй и третьей главах Откровения есть послания семи городам Малой Азии, которые начинаются с послания в Ефес. Оно выглядит следующим образом: Ангелу Ефесской церкви напиши: …знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое,.. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак… покайся… если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Толкователи на Апокалипсис считают что, действительно, первоначально Ефесская Церковь отличалась большим благочестием, но впоследствии, то ли в силу упадка благочестия, то ли по причине еще чего-либо, на Ефесе начали исполняться слова Божественной угрозы, выразившейся в том, что Ефес начал оскудевать. Прежде всего город получил серьезный урон, когда от него отошло море. Будучи портовым городом, Ефес был настолько крупным торговым центром, что все стремились туда попасть. Как только море отошло, Ефес потерял значение портового города и стал прозябать в захолустье. Тем не менее, жизнь в Ефесе продолжалась еще некоторое время, и только в XII – XIII веках после сильных землетрясений все постройки были разрушены. В дальнейшем его постигла участь многих городов раннего средневековья: в те времена люди были совершенно бессильны перед эпидемиями, и выжившие чаще всего оставляли мертвых и переселялись в другое место. Так, на склоне соседней горы сохранились постройки еще одного города, куда, как считают, перебрались жители когда-то пораженного эпидемией Ефеса. Сейчас недалеко от него появился небольшой городок Сельчук – наверное, от турецкого «сельджук», по наименованию турок-сельджуков – первых турок, поселившихся в Малой Азии. Это современное название поселения. Ранее, до 1914 года, город назывался Аясолук, это турецкое искажение греческих слов «Агиос Феологос». «Агиос» – «святой», «Феологос» – «Богослов», то есть очевидно, что это место было названо в честь св. Иоанна Богослова.

Ефес. Храм св. ап. Иоанна Богослова. Молитва за самарскую паству
Ефес. Храм св. ап. Иоанна Богослова. Молитва за самарскую паству

     Что сейчас представляют собой развалины Ефеса? Остатки третьего чуда света – храма богини Артемиды – не сохранились, их развезли по разным музеям – часть находится в Берлине, часть еще где-то, часть – в Турции. Некоторые камни использовались для строительства Святой Софии. В самом Ефесе остались только две колонны. Сохранились после землетрясения, бывшего в период правления императора Тиберия, остатки древнего языческого города Ефеса с возвышением на холме – местом, где когда-то находилась великолепная базилика, построенная святым императором Юстинианом в честь св. Иоанна Богослова. До сих пор сохраняются и стены крепости, построенной византийцами. Эта крепость находилась на стратегической высоте и была очень удобна: оттуда римский гарнизон мог наблюдать и контролировать обстановку. Ефес находился как раз на одном из путей от побережья Малой Азии к восточным границам Великой Римской империи и поэтому территория эта была стратегически важной. Кроме того, основание крепости образует букву «Г»: считалось, что такие крепости взять тяжелее.

Литургия на месте погребения св. ап. Иоанна Богослова
Литургия на месте погребения св. ап. Иоанна Богослова

     Литургию мы служили на развалинах базилики в честь апостола Иоанна, от которой частично сохранились стены, нижняя часть алтаря – горнее место, как тогда было принято его строить, осталось место погребения самого святого Иоанна Богослова – могильная плита и четыре колонны вокруг нее, другие постройки – все без крыш. Здание базилики было настолько велико, что, думаю, площадь его больше любого из самарских храмов. Оно было устроено в форме креста, то есть в виде продольной базилики – четырехугольного в основании сооружения с крышей горизонтальной формы, а по бокам две симметричные пристройки, которые вместе с базиликой образовывали крест. Считается, насколько позволяет предположить гипотетическая реконструкция здания, что на нем было несколько куполов – над алтарной частью, над центральной частью большой купол, два купола справа и слева и еще два купола ближе к западной части, так что если бы мы на него посмотрели сверху, то увидели бы достаточно правильный крест.

     Известно, что мощи св. Иоанна Богослова не обретены. Ученики святого Иоанна Богослова по собственному желанию апостола засыпали его, еще живого, песком, то есть похоронили заживо, а на третий день, когда они пытались его раскопать – тела не обнаружили. Но с тех пор раз в год, в день памяти святого Иоанна Богослова, выступало на том месте благовонное миро, которым люди исцелялись. Традиция его собирания продолжалась довольно долго, но сейчас забыта, службы на этом месте не совершаются.

Аист на службе
Аист на службе

     На самой плите поставили столик, и на нем владыка Сергий в сослужении двух клириков служил Божественную литургию под открытым небом. Проскомидию совершил отец Фома, остальные священники причастились. Пел хор отца Никона (сам отец Никон и три студента). Солнце здесь рано начинает припекать, но, тем не менее, Владыка отслужил литургию полным чином. Во время службы у входа стоял один из служителей (здесь тоже музей), – но в какой-то момент, обернувшись, я увидел на его месте аиста. Он прилетел и долго стоял рядом с молящимися, как бы внимательно присматривая, все ли мы правильно делаем? Так он и запечатлен у нас на фотографии.

Тротуары древнего Ефеса
Тротуары древнего Ефеса

     После службы мы осмотрели развалины базилики, действительно, очень большого помещения. Там была своя ризница, «бухгалтерия», большая библиотека, на полу которой сохранились мозаики, причем в ней был отдел, где переписывались рукописи; видели трубу, по которой подавалась вода, то есть был и водопровод. Потом нам показали просторные хранилища хлеба и пшеницы, – в голодные годы именно эта церковь в большом количестве отдавала свои запасы провизии бедным людям. Более того, церковь считалась надежным местом хранения, и если человеку понадобилось сберечь какие-то вещи, он приносил их в церковь, а потом забирал их при случае. Существовали и другие подсобные помещения, в частности, большой зал. Когда мы подошли к западному краю, под нами открылась равнина, внизу виднелись развалины древнего Ефеса, место, где когда-то находился храм Артемиды и другие древние постройки. А справа от нас высилась римская крепость. После обеда в Сельчуке мы отправились на экскурсию в Ефес языческий.

Библиотека древнего Ефеса
Библиотека древнего Ефеса

     Когда попадаешь туда, поражаешься, насколько город, построенный две тысячи лет назад, был благоустроен: улицы выложены мраморными плитами и до сих пор в прекрасном состоянии. Как мостили такие долговечные дороги, по которым и сейчас удобно ходить?.. Кое-где тротуары украшает мозаика, что тоже совершенно удивительно: улица, выложенная мозаикой. Были даже крытые улицы и водопровод, по которому вода поступала в город из нескольких источников, в основном с гор. Протекала река, там жили чудесные лебеди.

     Была проложена канализация – идешь по городу и видишь железные решетки, а под ними ямы – это и есть канализация. Говорят, что сейчас археологи очень любят побродить по ее ходам, поскольку одновременно это был и сборник мусора – то есть горожане туда сбрасывали ненужные вещи, и теперь там можно найти тарелки двухтысячелетней давности, игрушки, даже расчески тех лет… В Ефесе строили общественные туалеты и бани.

     Когда мы говорим о банях древнего мира, то нужно иметь в виду, что это весьма необычное для нас заведение. Бани состояли из нескольких помещений, и там было немало служителей. Обычно там было три отделения: с холодной водой, теплой, и, наконец, с горячей. Посетители мылись в каждом из них попеременно, очищая тело специальными скребками. Однако далеко не все христиане ходили в такие бани, потому что не всегда это были подходящие для них места…

     Кроме того, в городе имелось множество языческих храмов с колоннадами. Некоторые из них были построены в честь императоров, а тем из них, кто лично посещал Ефес – Траяну, например, – ставили статуи. Отличался древний Ефес и тем, что там были очень богатые дома. А если по расположению города судить о его величине, то только в одном направлении он протянулся на несколько километров. Нам представляется, что древние города занимали довольно скромные площади, но главная улица Ефеса своей длиной опровергла такое представление. И ведь это – только центр Ефеса, богатый и респектабельный. Что же касается других частей города, например, той, где жил святой Иоанн Богослов (впоследствии там построили церковь Божией Матери), они находились где-то еще дальше.

     Христиане около своих домов делали пометки: на полу или на стенах они рисовали круг, а внутри него чертили крест прямой и в виде буквы «х». Таким образом круг делился на восемь частей, и получалась монограмма, которая указывала, что здесь живут христиане. Таких знаков мы видели много.

     Был в Ефесе и невольничий рынок, где торговали рабами. А еще нам показали по дороге место, где рабы служили живой рекламой.

     Что касается культуры, ефесяне могли пользоваться большой библиотекой. Ее украшали статуи римских божеств-аллегорий в честь четырех главных добродетелей – мудрости, мужества, целомудрия и справедливости. Несколько мест в городе предназначалось для зрелищ под открытым небом. Во-первых, это так называемый одеон – своего рода амфитеатр с маленькой площадкой, от которой полукругом поднимались ступени. Одеон мог вместить около полутора тысяч слушателей, и там проходили не только певческие состязания (одеон – от греческого «одэ» – песнь, ода), знаменитые риторы читали здесь публичные лекции, собирались кандидаты для выборов в городской совет.

     Более масштабное сооружение представлял собой амфитеатр, где ступеньки для зрителей начинались примерно на высоте двух метров от площадки, чтобы они случайно не пострадали во время гладиаторских боев, в том числе с хищными животными. Успехом публики пользовались и театральные представления. Там прекрасная акустика, – гид даже предложил нам что-нибудь спеть, но Владыка не благословил. Гид вспоминал, что однажды в его туристической группе был человек, обладавший мощным голосом, который попробовал спеть в амфитеатре. В результате смотрители подали на гида в суд за то, что он «организовал на этой площадке без согласования с руководством православное богослужение». Началось судебное разбирательство. Гид пригласил экспертов по христианской религии на заседание суда, и они поинтересовались, сколько лиц участвовало в богослужении. Истцы утверждали, что был только один человек. Тогда эксперты с полным основанием заявили, что христианского богослужения не было, так как оно совершается в составе не менее двух человек. И вопрос был закрыт.

     Потом мы направились туда, где согласно католическому преданию находился дом Пресвятой Богородицы, а на самом деле – древняя церковь в честь Божией Матери, именно здесь заседали святые отцы на III (Ефесском) Вселенском Соборе, осудившем ересь Нестория, утверждавшего, что была отдельная личность – человек Христос и другая Личность – Бог-Слово, вторая Ипостась Святой Троицы, которые соединились лишь на время. Божия Матерь, по этому учению, не родила Богочеловека, Она родила только человека Христа, и поэтому Ее, якобы, не следует называть Богородицей. Святые отцы, осудив эту ересь, определили, что Христос был Богочеловеческой Личностью, в Нем Божественная и человеческая природа соединились с момента зачатия: Божия Матерь родила Богочеловека, и Ее следует называть Богородицей, а еще, как постановили отцы, – Приснодевой, то есть сохранившей девство до рождения Христа, в момент рождения, и после рождения.

     От храма сохранились стены алтарной части и некоторые колонны. Мы увидели здесь большую группу с флагом святогробского паломника. (У католических пилигримов есть специальный флаг, который первоначально использовался теми паломниками, которые шли в Иерусалим, а впоследствии им стали пользоваться, путешествуя по любым святым местам). Эта группа хором читала «Отче наш» по-латински. Читали недружно. Когда Владыка туда вошел вместе с нашей группой, он благословил хором спеть «Царице моя Преблагая» и «Под твою милость». Католики послушали, как русские поют «Царице моя Преблагая», стали подходить к нам, здороваться, фотографировать.

     В Ефесе был богатейший рынок. По морю туда свозили множество товаров, и для их хранения предназначались очень вместительные складские помещения недалеко от гавани. Когда море стало отходить, мелеть, а берег заилился, пытались воспользоваться каналами, но это не помогло, и в конце концов пришлось смириться с тем, что Ефес потерял значение портового города.

     После окончания экскурсии в самом Ефесе мы поехали смотреть пещеру семи отроков. Семнадцатого августа по новому стилю празднуется память семи отроков, которые жили в Ефесе. Их история хорошо известна. Во времена императора Декия было гонение на христиан, и тогда взяли под стражу шесть юношей из благородных христианских семей. Их допросили, они отказались отречься от Христа, и был оглашен приговор… Юноши должны были явиться на следующий день, но решили бежать, и к ним присоединился седьмой – пастух, указавший дорогу к пещере, расположенной далеко за городом. Когда отроки вошли в пещеру, то по Божественному мановению погрузились в глубокий сон. На следующий день их стали разыскивать – и никого не нашли, но обнаружили пещеру, где скрылись беглецы. Поскольку в ней было много ходов и разветвлений, то, не желая продолжать поиски, преследователи завалили вход камнем, чтобы из пещеры уже никто и никогда не смог выйти. Отроки спали чудесным сном на протяжении двухсот лет. К тому времени в Византии распространилось христианство, а правил император Феодосий Младший, который, кстати, и проводил III Вселенский Собор. Тогда некоторые епископы заблуждались настолько, что отрицали догмат о воскресении мертвых, считая, что Христос не воскресал. Это неверие распространялось все больше и больше. И как раз в это время Господь пробудил отроков от их сна. Произошло землетрясение, камень отпал, они проснулись, почувствовали голод и, не ведая, что проспали двести лет, решили отправить одного из них в город, чтобы купить еды. Ему дали несколько серебряных монет. Идя в сторону хлебного рынка, отрок увидел, что город сильно изменился: куда-то исчезли языческие храмы и статуи, везде установлены христианские кресты. Изменились дома и другие постройки, встречаются только какие-то незнакомые люди. И вот он приходит на рынок, протягивает продавцу монету, а тот зовет стражника: пришел подозрительный человек, одет странно и деньги дает, которых в ходу нет… Его задержали, стали допрашивать, и отрок объяснил, кто он такой. Затем к нему привели епископа, молодой человек снова поведал о себе и своих товарищах. Епископ пришел с ним в пещеру и увидел там остальных. Эта весть настолько всех взбудоражила, что дошла до императора Феодосия и Константинопольского Патриарха. Они посетили отроков, беседовали с ними, и после этого те заснули снова, но уже вечным сном.

Пещера семи отроков Ефесских
Пещера семи отроков Ефесских

     Мы ездили к этой пещере, она находится в нескольких километрах от Ефеса и сейчас загорожена решеткой. Когда-то там тоже был храм, но теперь даже греки не приезжают туда служить. Эта пещера почитается и мусульманами – случай с семи отроками упомянут в Коране как свидетельство всеобщего воскресения из мертвых.

     После этого был шестичасовой переезд из западной Турции в южную. Едешь на микроавтобусе и начинаешь понимать, что ты устаешь ехать даже по хорошим асфальтовым трассам в комфортабельном автобусе с кондиционером, в то время как апостолы, например апостол Павел, шли по каменистым, неровным дорогам пешком или верхом на осле. И если мы утомились, то как же уставали они, проходя с проповедью эти места. И тут до конца осознается смысл обращения к апостолу в богослужении: «И чтим болезни и труды твоя». Причем, они шли в неизвестность, где их никто не ждал, и непонятно было, как их примут на новом месте. Апостола Павла могли побить камнями, палками, а иудеи могли сделать какую-нибудь гадость – но он, идя из города в город, даже не задумывался, что его ждет, он шел в неизвестность. Вот что значит подвиг апостольства! И даже если проповедь доходила до чьего-то сердца, кто-то уверовал, появлялась еще одна община христиан, возникала новая церковь, – у новообращенных начинались трудности. Они были гонимы иудеями и язычниками, в самой общине могло произойти что-нибудь неподобающее… Обо всех надо было заботиться, помнить, кого-то подбодрить и утешить, кого-то – обличить, и всех – любить! Все это жизнь апостола. Апостол Павел правду говорил: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), – потому что человеческими силами такое не сделаешь. Нам сейчас, глядя на карту, легко говорить: «Апостол Павел был в этом городе, потом пошел туда-то». А вот попробуй, пройди пешком из одного города в другой, – да еще в то время, при тех обстоятельствах и том образе жизни! 

     Нам предстоял дальнейший путь на автобусе в несколько сотен километров, и у меня появилась возможность более подробно поговорить с нашим гидом о прошлой и современной жизни Турции.

БЕСЕДА С ИЛЬХАНОМ КАРАБУДОМ

     Вот рассказ нашего гида о себе. Он родился и долгие годы жил в Болгарии, ему пятьдесят два года, по национальности он турок. Окончил в Тырново университет, исторический факультет. В молодости занимался археологическими раскопками. Но тот, кто занимается наукой в Турции, может заработать только на проживание, этих средств недостаточно, чтобы вырастить детей и дать им достойное образование. Современной молодежи необходимо окончить магистратуру, в совершенстве знать английский язык, а для этого год или два приходится продолжать обучение в Англии. Все это требует больших затрат. До 1992 года Ильхан жил в Болгарии, потом переселился в Турцию. Прошу его сравнить жизнь в Болгарии и Турции.

Ильхан Карабуд
Ильхан Карабуд

     В Болгарии во времена социализма жизнь была удобная, за завтрашний день можно было не волноваться, дети учились бесплатно: денег много не было, но на жизнь хватало. Но были другие проблемы. Кажется, в 1985 году турок заставили принимать болгарские имена, закрывали мечети, не разрешали молиться. Во время религиозных праздников милиционеры заграждали входы в мечети. Такое отношение было и к православным. Особенно препятствовали молодежи, – хотели, чтобы она не знала Бога.

     В Турции можно свободно работать, и если работаешь много – без отдыха, без перерыва – много и зарабатываешь. В этом году Ильхан не был в отпуске, последний раз отдыхал три года назад с семьей всего неделю. Пока дети учатся, невозможно себе позволить больше. Когда же дети вырастут, получат образование, начнут работать, – можно спокойно жить даже на пенсию, особенно если есть свой дом.

     Проезжаем горы, Ильхан отвлекается от беседы, что-то показывает. Мы смотрим в окна автобуса и некоторое время не можем оторваться от развертывающейся перед нами панорамы, – так прекрасна здесь природа. Насытив взор, возвращаемся к неторопливой беседе, которая уже напоминает интервью: я задаю вопросы, а мой собеседник отвечает. Наши попутчики внимательно прислушиваются к разговору. Всем интересно узнать о жизни Турции из первых уст.

     – Чувствуется ли в Турции христианское, византийское влияние?
     – Конечно! Даже христианская вера чувствуется. У христиан есть образы святых. Мы, мусульмане, не можем молиться перед иконами, у нас их нет, но наши люди посещают усыпальницы, гробницы святых людей независимо от того, мусульмане они или христиане. Многие молятся у гробниц, которые остались еще со времен Византии. Читают молитвы, поклоняются. Многие имамы говорят, что мертвый человек вам не поможет, идите в мечеть. В мечети, как в Византийском храме, есть купол, который тоже символизирует Небесное царство. Иногда трудно отличить храм от мечети по архитектуре, остается только догадываться: если полумесяц, это мечеть, если крест, то храм – вот и все различие.

     – Архитектура очень похожа, возникает ощущение, что была одна София, а стало много.
     – В Стамбуле построено двенадцать или тринадцать мечетей во время Османской империи по подобию собора Святой Софии. Сначала мечеть султана Беезида, потом Мехмеда II, Сулеймана Великолепного. Мечеть Сулеймана Великолепного – это копия святой Софии. Потом Новая мечеть, мечеть престолонаследника и многие другие.
     После погребения человека у нас читаются молитвы: через неделю после погребения, на сороковой день, на пятьдесят третий день. Кладбища тоже посещаем, читаем молитвы. В Саудовской Аравии никто на кладбища не ходит, никто там не молится. У вас есть тропари, у нас тоже свои молитвы, которые мы читаем в честь пророка Мухаммеда, чего нет у арабов и шиитов.

     – Мы видим, что в Турции ислам не радикальный.
     – Да, у нас ислам не радикальный. Радикальный ислам на востоке, где живут курды, арабы. Среди жителей Турции радикалами являются только этнические меньшинства, например, чеченцы, лазы, которые живут на северо-востоке, грузины-мусульмане, курды (но не все курды, среди них есть и либеральные), арабы. Если смотреть в процентном отношении – их тричетыре процента.

     – Отношения христиан и мусульман в историческом плане развивались, наверное, по-разному?
     – Сейчас, если вы путешествуете по западной или центральной части Турции в церковных облачениях, никто вам ничего не скажет. Если же вы попадаете на юг или север, где живут арабы-радикалы, то добром это может не кончиться. Бывали даже такие случаи, как, например, в Малате, где убили несколько священников.
     Долгое время христиане и мусульмане у нас жили вместе. В Стамбуле церковь и мечеть находятся по соседству. Ислам признает Иисуса Христа как пророка, и мусульмане не могут разрушить церковь, потому что это храм, построенный для Бога, они только могут переделать его в мечеть.
     Некоторые наши богословы говорят, что мусульмане ждут Второго пришествия Иисуса Христа, потому что миссия Магомеда – миссия пророчества, и она заканчивается с окончанием его земной жизни. Недавно у нас спорили о том, что есть рай или ад, потому что говорят: во время Второго пришествия душа соединится с телом и тогда решится, где быть человеку – в раю или в аду.

     – На центральной площади Стамбула Таксим стоит памятник, на котором изображен основатель современной Турции Ататюрк в окружении видных революционеров, и среди них находятся фигуры Фрунзе и Ворошилова. Что вообще происходило на территории бывшей Османской империи в двадцатые годы прошлого века?
     – Фрунзе и Ворошилов были комиссарами, ответственными за доставку оружия Турции. В Первой мировой войне Османская империя потерпела поражение, она воевала на стороне Австро-Венгрии и Германии. В семнадцатом году в России начинается революция, и она выходит из войны. Война заканчивается, а Антанта в 1919 году оккупирует территорию Турции. В западной части Турции началась интервенция со стороны греков. Они открыли наступление от города Измир (Смирна). Эту часть территории контролировали итальянцы и французы, основную же территорию контролировала Великобритания. Антанта разоружила турок. Если нет оружия, армии воевать нечем. Поэтому создавались партизанские отряды, которые нападали на обозы греков и итальянцев, забирали оружие и начинали воевать. В 1920 году Ататюрк направил к Ленину в Россию председателя коммунистической партии, и они договорились о доставке оружия. Турцию посетил Фрунзе и остался в Анкаре. Год или два он был представителем Советской России в Анкаре. Ворошилов тоже был другом Ататюрка. Пока Ленин был жив, между Россией и Турцией отношения складывались доверительные. Сталина Ататюрк боялся, не доверял ему, и поэтому уже не было таких тесных отношений, как в 1920 – 1923 годах. Последним, кто посетил Мустафу Кемаля Ататюрка в 1928 году, был Ворошилов. Когда начали проектировать памятник, Ататюрка спросили, кого из иностранцев следует увековечить, и тот назвал Фрунзе и Ворошилова.

     – Как правил Ататюрк?
     – Он отделил ислам от государства, провел множество реформ. В Турции не было пролетарской диктатуры, не было коллективизации, не отбирали землю, и у нас до сих пор девяносто пять процентов земли в частной собственности.

     – Какие были планы у греков, когда они вступили в войну с Турцией?
     – Они хотели завоевать Малоазийское побережье и вообще всю западную часть Турции. В этих местах жило 2,5 миллиона греков. Население в этих краях делилось пятьдесят на пятьдесят. Местные греки, которые были жителями Анатолии, в войне грекам не помогали. Затрудняюсь сказать, по каким соображениям всех греков из Турции переселили в Грецию, а турецкое население Греции отправили к себе на родину. Это, конечно, была большая катастрофа как для греков, так и для турок, проживавших на Балканах.

     – Как называют в Турции страны, которые раньше входили в Османскую империю?
     – В основном названия страны имеет окончание «стан», Афганистан, Узбекистан, Пакистан. Сербию называем Сербистан, Болгария – Болгаристан, Польша – Лехистан и т. д.


     – Кто был последним султаном?
     – Это был тридцать шестой султан Османской империи, его звали Мехмед VI Вахидеддин. Изгнанный из Турции в 1922 году, он переехал в Италию, в Сан-Ремо, где и умер в 1926 году.


     – Была Византийская империя, потом Османская – многонациональная, многоконфессиональная…
     – Османская империя отличалась от Византийской только верой. Структура, управление – почти все было перенято у Византии. Во главе государства оставалось много греков.

     – Есть ли сейчас в Турции люди, которые мечтают о возрождении империи, возвращении султана? Есть ли желание обрести былое величие?
     – Такие люди есть, но их не очень много. Нынешний премьер и президент Турции мечтают об Османской империи, о том, что у нас будет султан. Это вряд ли сбудется, у нас мало роялистов. Турки много пострадали во время правления султанов, так что республика их вполне устраивает. [ Роялист (фр. roi – король) – монархист, приверженец королевской власти, здесь – султаната. ]


     – Можно ли сказать, что в Турции формируется общество потребления?
     – Конечно, мы стали потребители. У каждого есть кредитная карта. Многие тратят гораздо больше, чем могут заработать, поэтому больше половины турок имеют значительные долги в банках. В кредит покупаются дома и машины, и когда люди не могут выплатить кредит, банки отбирают все. В банках на складах много машин, которые забрали у людей, не имеющих возможности вернуть банку деньги. Когда покупаешь в кредит дом, процентная ставка – семь процентов. Для покупки машины – четыре.

     – Когда смотришь на вечерний Стамбул, заметно, как мечети чередуются с ночными клубами. Можно ли сказать, что происходит смена традиции?
     – Турция не имеет таких проблем с молодежью, как в большинстве стран. У нас очень маленький процент алкоголиков и наркоманов. Много молодежи ходит в пятницу в мечеть. Не все выполняют пять раз в день молитву – намаз, я тоже не успеваю, но хотя бы в пятницу, когда есть возможность, посещаю мечеть.
     В Турции отношение человека к религии такое же, как у современных христиан. Один раз в неделю посещаем мечеть. Полное правило обычно выполняют люди пенсионного возраста. В рамадан постятся полностью не все: обычно три дня в начале, три дня в середине и три в конце. Но примерно сорок процентов населения относятся к посту серьезно.

     – Как молодежь относится к образованию, и признается ли турецкое образование в других странах?
     – Ценятся только определенные университеты и определенные специальности, в основном инженерные и компьютерные, особенно в Германии. Эти специальности востребованы и внутри страны. Много молодежи уезжает учиться за границу. В наших университетах не хватает мест. В этом году желают поступить два с половиной миллиона человек, а государство может предоставить только восемьсот тысяч мест. Остальные уезжают в Россию, Болгарию, Азербайджан, Грецию, Кипр. Богатые едут в престижные западные университеты.


     – Есть ли в Турции прирост населения?
     – Сейчас прирост не так высок, но население продолжает увеличиваться. Около 46 процентов жителей Турции имеют возраст до 35 лет. Наша страна молодая.


     – Сколько в среднем детей в семьях?
     – В сельских восточных районах семь, восемь, девять. Там женщины выходят замуж в юном возрасте и рожают, пока это возможно. В городских семьях детей обычно бывает двое или трое. То есть на селе рождаемость высокая, а в промышленных районах – как у наших земляков в европейских странах.

     – Отношения в семье строятся на исламских началах или ближе к европейским?
     – В городах обычно отношения европейские, но все же это зависит от района. Где-то преобладает исламское начало… Это зависит от окружающей среды, от общественного мнения. Более свободные отношения складываются у выходцев с Балканского полуострова. Например, муж и жена принимают гостей в одной комнате, но если среда более консервативная, то женщины и мужчины находятся в разных помещениях.

     – Как государство управляет семейными отношениями?
     – У нас по закону можно жениться с разрешения родителей в шестнадцать лет, с восемнадцати их согласие уже не требуется. Есть районы, где государство имеет слабое влияние. Если деревня расположена в горах на высоте более двух тысяч метров и туда нет дорог, а есть только горные тропы, государство здесь не указ. В таких местах существует многоженство, и замуж девочку могут отдать в двенадцать лет. Будущего мужа выбирает отец, да и в остальном сильны старые традиции. Стоит, например, человек, около него множество детей, его спрашивают: «Сколько у вас детей?» Он отвечает: «Семеро». – «Как семеро?» – А он, оказывается, считает только мальчиков, девочек – не считает. Так принято в основном у курдов.

     – Как развивается Турция в религиозном плане?
     – Турция пошла в Европу, но религии придается большое значение. Большинство турок – верующие люди, но наши женщины в основном не носят хиджаб. Женщинам, согласно Корану, следует прикрывать себя, особенно на молитве, чтобы не соблазнять других. Эти традиции идут из арабских стран, где жарко: там женщины ходили почти обнаженными, и когда они принимали ислам, то начинали прикрывать тело. Это не было большой проблемой, пока не возникло ваххабитское движение. Когда я читаю записки путешественников времен крестовых походов, то понимаю, что тогда не было женщин, закутанных, как у ваххабитов. У турок вообще особых требований к внешнему виду, как, например, у арабов, нет. Конечно, если женщина работает в администрации или в школе, она должна одеваться по определенному стандарту. Она не может ходить в короткой юбке и открытой или прозрачной кофточке. [ Ваххабиты – последователи одного из течений в исламе, возникшего в XVIII веке в Центр. Аравии. В начале XX века вожди ваххабитов, в союзе с английскими и американскими силами завоевав Западную Аравию, образовали государство Саудовская Аравия. ]

     – У вас светское государство, но религию дети в школе изучают. Не подрывает ли это его основы как светского государства?
     – У нас изучают религию с третьего класса. Есть и богословские училища, богословские факультеты при государственных университетах. Окончившие такие факультеты правильно толкуют Коран, они образованны, культурны, им не свойственны радикальные настроения. Такие люди укрепляют наше государство.

     – Служит ли молодежь в армии?
     – В армии у нас служат один год. Когда студенты завершают образование, они тоже призываются. Если молодой человек не служил в армии, ему очень трудно будет жениться. Я никогда не отдам свою дочь замуж за такого жениха. Армия у нас большая, вторая в НАТО по численности. Смысла в такой большой армии уже нет. Говорят о создании профессиональной, но пока служат все.

     Мы подъезжали к храму, в котором служил святитель Николай Чудотворец, и я успел задать Ильхану последний вопрос: «Почему в мире так боятся ислама?»
Он ответил просто:
– Радикальный и ваххабитский ислам нас тоже страшит.




     Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары.
     Дневник паломничества в Византию, совершенного группой паломников Самарской митрополии во главе с Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Самарским и Сызранским с 11 по 18 сентября 2014 года.